|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если в прошлом году фестиваль представил только одну новую постройку, то в этом году зрителей ждали аж четыре новых объекта. В их создании принимали участие известные художники и архитекторы: Николай Полисский, Сергей Чобан и Агния Стерлигова, Алексей Козырь, бюро ARCHPOINT. Ключевыми объектами, даже символами нынешнего фестиваля, стали "Сельпо" Николая Полисского и "Бельведер Звизжский" Алексея Козыря. Идеи, вложенные в них художниками, выразились в неординарных и ярких формах, и сделали постройки местами паломничества и притягательными фонами для тысяч селфи.
В этом году фестиваль дался непросто. Много говорили о проблемах, из-за которых Архстояние чуть изменило дислокацию, и о сложностях, возникших из-за переезда. С одной стороны, перемещение на территорию деревни Звизжи связано со сложными взаимоотношениями организаторов с хозяевами земли арт-парка Никола-Ленивец. Иван Полисский: "У собственника территории закончились деньги. Все начало потихоньку разваливаться. Мы предлагали ему какие-то варианты, но он сказал, что ему это не интересно". Перенос фестиваля избавил от одних трудностей, но им на смену тут же появились новые.
Юлия Бычкова, продюсер Архстояния: "Этот фестиваль получился более тяжелым с точки зрения человеческой коммуникации. Жители деревни изначально были против. Русский человек не любит перемен. К тому же надо учитывать, что здешние люди - не городские жители, это совершенно другой менталитет, другая энергия. Привычная жизнь в заданных условиях кажется лучше, чем любые перемены. Лучше ничего не менять. Из-за такой вот инертности русского характера нам пришлось индивидуально говорить практически с каждым жителем. На данном этапе нам удалось "переломить" негативное отношение". Другая причина для освоения новых территорий - созидательная - озвучена в манифесте Архстояния-2015: Проблема убывания деревни сегодня стоит остро: упразднение сельского хозяйства, отток молодежи, оскудение культурной жизни; инфраструктура, построенная в советский период, приходит в упадок. АРХСТОЯНИЕ выявит идентичность деревни, проявит ее притягательный образ, и оставит жителям функциональные объекты для дальнейшей эксплуатации. Продолжил эту мысль объектов художник Николай Полисский, автор перерождённого "Сельпо": "Искусство для искусства - это молодость. Искусство должно менять жизнь. Поэтому в этом году мы реанимировали центры сельской жизни. На главной площади любого города стоит нечто главное, некий храм. Поскольку градообразующий принцип у нас искусство, то "Сельпо" - это своеобразный храм искусству. Этот объект я обдумывал около пяти лет. Я помню это место еще действующим. Это был своего рода центр деревенской жизни - здесь покупали водку, селедку; стояли бочки с огурцами. Тут же была колхозная столовая. И эта руина наводила какую-то беспросветную печаль; эдакий символ разрухи, тому, что про здешних людей все забыли. В этом году от нас все отвернулись, и встал вопрос, сможем ли мы вообще что-то сделать, потому что апатия была страшная. У нас получилось". "Народности" арт-объекту прибавляет и то, что часть денег на его строительство была собрана на краудфандинговых платформах. В стенах переродившегося "Сельпо" приютились старые весы и звуковая скульптура Олега Макарова "Полихорд" или "Гусли-самогуды". Стальные струны, натянутые на стены, резонирют с внутренним объёмом этой яркой постройки. По задумке автора инсталляция должна проиллюстрировать третий закон Кларка: "Любая достаточно развитая технология неотличима от магии".
Сельпо. Автор - Николай Полисский.
Фото - Григорий Малицкий для ARCHITIME.RU. Еще одна новая постройка - огромная цилиндрическая колонна, выросшая посреди картофельного поля стараниями Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой. Башня "Музея сельского труда" объединила в себе две идеи, став одновременно "въездным знаком" деревни (стоит отметить, что это удалось - "Музей" проглядывается издалека) и памятником работе на земле - главной черте сельской жизни. Ею же - штукатуркой из земли - и отделана конструкция.
Башня "Музея сельского труда", авторы: Сергей
Чобан, Агния Стерлигова.
Фото - Фото - Сергей Носачёв для ARCHIITME.RU. На центральной улице деревни, которая, кстати, и называется Центральной, 1 и 2 августа шла ярмарка товаров, изготовленных местными жителями. С истока улицы пристальным цветастым взглядом следил за перемещениями гостей еще один новый объект - "Бельведер Звизжский". Алексей Козырь: "С первого стояния здесь осталась моя землянка. Она уже стала чем-то вроде мини-гостиницы. Сам я туда все никак не могу зайти - в ней все время кто-то сидит. Она вся заросла травой, то есть это прямо земляная архитектура. На этот раз хотелось сделать что-то контрастное, техногенное. Остановка - это движение, город. Глаза с одной стороны отсылают к архаичным тотемам, с другой - к паровозно-топочной тематике". Железнодорожная тема здесь не случайна. Капсула теперешней остановки раньше была цистерной для перевозки муки. По словам Алексея, его собственная заслуга в том, что он разглядел художественность в абсолютно технологической конструкции и сумел адаптировать ее, конструкцию, под остановку. Портал врезан в крыше цистерны. Это позволяет разглядеть интересный раскрой теперь уже объекта искусства и скрытый объем, который при обыденном использовании муковоза, заметить практически невозможно.
"Бельведер Звизжский". Автор - Алексей Козырь.
Фото - Григорий Малицкий для ARCHITIME.RU. Уже несколько лет художницы из группы Myvillages в рамках программы "Арт-резиденция Звизжи" осуществляют совместные проекты с жителями деревни. В этом году в Звизжи работал "Международный сельский магазин". За его прилавками стояли художницы Антье Шифферс из Германии и Вапке Феенстра из Голландии. Центральный товар - изделия из найденных в деревне месторождений глины. Вапке Феенстра: "Местные жители хотели, чтобы появился продукт, который мог бы быть представлен на различных площадках. С помощью "Международного сельского магазина" мы можем рассказать о деревне Звизжи. Эти изделия поедут с нами сначала на Московское биеналле, затем - в музей в Лейпциге, где мы будем говорить о том, что и как можно сделать своими руками". В "Магазине" был представлен и заграничный фермерский фарфор. Сельскохозяйственные орнаменты на тарелках сделаны по эскизам Антье Шифферс. "Международный сельский магазин" в рамках
программы "Арт-резиденция Звизжи".
Фото - Сергей Носачёв, Григорий Малицкий для ARCHITIME.RU. Антье Шифферс: "Эту посуду изготовили на небольшом заводе на юге Испании. На этих тарелках есть девиз "Soy agricultor y me gustaria seguir siendolo". Это значит: "Я фермер и хочу им оставаться". У мелких европейских земледельцев большие проблемы. Им с большим трудом удается выживать. И у нас сейчас совместный проект - я рисую для фермеров их хозяйства, а они для нас снимают фильм. И мы подумали, что неплохо было бы, если бы была такая посуда - для людей, работающих на земле. Посуда эксклюзивная. Тираж каждого изделия - всего сорок штук". Еще одно жизненно важное место в деревне - клуб. Авторы обновленного портала в "ДК Звизжи" из бюро ARCHPOINT вспомнили деревянную "птицу счастья", у которой крылья и хвост раскрываются веером.
ДК "Звизжи", авторы - бюро ARCHPOINT.
Фото - Сергей Носачёв для ARCHIITME.RU. Об угасании русской деревни говорят уже пару сотен лет, но мало кому удавалось найти способ реанимировать ее. И любой, кто видел хоть раз заброшенную десятилетиями постройку, согласится, что команде Архстояния-2015 только одним "переодеванием" "Сельпо" это удалось. Тем не менее, вставает вопрос о дальнейшей судьбе фестиваля. Во-первых, много говорили о тех или иных разногласиях - с хозяевами земли, жителями, администрацией. Во-вторых, финансирование. Архстояние - масштабный фестиваль и требует серьезных денег. В этом году из-за нехватки финансирования, например, не до конца доделали "Сельпо". Переместится ли фестиваль после Звизжей на территории, куда с большей охотой будут приходить спонсоры? Юлия Бычкова, продюсер Архстояния: "Такой проект можно осуществить один за всю жизнь. Начинать делать такой же проект в другом месте - значит начать совершенно другую жизнь, с другими людьми. Мне кажется, что это не релевантно затратам. Детское Архстояние у нас получилось переместить отсюда и отправить "путешествовать", а Архстояние взрослое - оно останется здесь". Пока нет ясности, какую из территорий художники будут развивать в будущем - Звизжи или Никола-Ленивец. Перемещение арт-стройплощадок с территории парка не сказалось на качестве услуг, предоставляемых для посетителей: для гостей работали гостиница и кемпинги, кафе, велопрокат и Wi-Fi.
Фестиваль еще раз показал, что юбилей - штука отрадная, но хлопотная. Тем не менее, команда Архстояния-2015 в очередной раз доказала, что они по-прежнему остаются одним из главных событий в мире архитектуры. Ведь в этом сезоне умение и талант архитекторов и художников были направлены не только на зрителей, на несколько дней приезжающих на фестиваль, но на свою бессменную аудиторию - жителей деревни Звизжи. И с уверенностью же можно говорить о том, что преобразить сельскую жизнь художникам удалось - понимают это сами жители или нет. Сергей Носачёв для ARCHITIME.RU |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||