|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
29 мая в Центральном Доме художника состоялась торжественная церемония вручения премии АРХИWOOD. Победителей определили Профессиональное жюри и народное голосование на сайте премии. Мероприятие прошло при поддержке Генерального партнера и Организатора премии компании «РОССА РАКЕННЕ СПб» (эксклюзивного дистрибьютора компании HONKA в России). Главным результатом премии для многих стала долгожданная победа Николая Белоусова – самого авторитетного в России мастера рубленой архитектуры. 13 раз оказываясь в шорт-листе, он ни разу не брал в руки главный приз. Наконец справедливость восторжествовала: дом «Ловушка для солнца» принес ему приз жюри, которое, заметим, было абсолютно единогласно. А выбор народа в этой номинации пал на дом в Химках новичка премии Дениса Тарана. Совсем немного уступил ему в борьбе за симпатии публики дом в Кратово («архитекторы асс»), но и он не остался без награды, получив специальный приз организаторов – компании «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA).
Настоящая битва за голоса общественности развернулась в номинации «Арт-объект»: две недели здесь уверенно лидировала выставка про конструктивизм на Шаболовке, но на финишном повороте ее обошел «Таблоид» из Нижнего Новгорода. Жюри же выбрало «Ленивый Зиккурат» в Никола-Ленивце (Владимир Кузьмин и Николай Калошин), хотя о нем споров на заседании было куда больше. Жюри сочло, что транслируемые им смыслы недостаточно внятны, но согласилось, что при всем при этом вещь «сильная» и недвусмысленно национальная (в отличие от космополитичного «Таблоида»).
Выбор жюри и народа совпал дважды – в номинациях «Общественное сооружение» и «Интерьер». В первой -«дубль» сделал гольф-клуб бюро ТАММВИС – это еще один дебютант премии, неожиданно обошедший самого Александра Бродского с его автобусной остановкой в Крумбахе. Во второй номинации лидировала детская комната бюро RueTemple. Дарья Бутахина и Александр Кудимов выходили в финал уже не раз, но победу одержали впервые. Ставшие за это время настоящими мастерами детской архитектуры, они и на сцену вышли с ребенком – полуторагодовалым Петром. А вручали им призы чешский мастер деревянной архитектуры Мартин Клода и главный редактор портала Roomblе Оксана Кашенко.
Победивший в голосовании народа амбар вепсов удостоился и спецприза жюри – которое не могло не отметить высочайшего качества работу, но сравнивать этот мастерский музейный новодел с другими – подчеркнуто современными – объектами было сложно. Автор амбара, Антон Мальцев произнес грустную речь о сегодняшнем состоянии памятников деревянной архитектуры, с которым неожиданно совпал видеоряд подводки к номинации «Реставрация». Ее в этом году жюри решило не присуждать (что тоже прозвучало как печальная метафора), а фигурировавший в ней одинокий каретник перенести на следующий год. Приз жюри в номинации «Малый объект» достался маленькой, но удаленькой баньке в деревне Клюшниково (Олег Волков), сделанной «за три копейки», но на редкость изобретательно и весело, что отметила главный редактор журнала «Проект International» Мария Трошина. Блистали остроумием и победители номинации «Предметный дизайн», и вручавшие им призы. Так, награждая бюро «АрхПоле» за стол с выменем (выбор народа), член Экспертного совета премии Григорий Ревзин вспомнил, как историк архитектуры Николай Брунов находил тот же образ в рисунке некоторых русских церквей. А Елена Архипова («АрхиСтудио») наградила Марию Ойкимус за трансформируемый светильник в виде детской игрушки-змейки.
Знаменательно лег расклад в номинации «Дизайн городской среды». Приз жюри достался бюро АИ-Студия за пешеходный мост на ВДНХ. А вручал его Олег Шапиро – человек, с чьих деревянных объектов и началась «капковская оттепель» (прозвучавшее со сцены словосочетание зал встретил аплодисментами). Подхватила же почин Москвы по преобразованию среды с помощью деревянных объектов Вологда, прогремев 3 года назад своим «Красным мостом» и «Треугольным садом» (оба объекта стали лауреатами АРХИWOOD). В этом году вологодская «Проектная группа 8» получила приз народа за остановку «Драмтеатр», а вручавшая его Юлия Зинкевич пригласила всех на очередные «Дни архитектуры», которые пройдут в Вологде в конце лета.
Главной сенсацией премии стало появление Гран-при. Предыдущие 5 лет жюри не решалось на этот шаг, но дом в Духанино Алексея Розенберга (при участии Петра Костелова) покорил сердца всех членов жюри и, помимо победы в номинации «Дерево в отделке», ему была присуждена и новая – высшая – награда. Авторы дома совершили и первый в истории премии «хет-трик», получив приз и в народном голосовании – за Дом-депо в Конаково. Где, кстати, уже в ближайшие выходные пройдет фестиваль «Детское Архстояние», что символически связывает двух лауреатов и два важных для современной деревянной архитектуры места.
О ПРЕМИИ Общероссийская премия АРХИWOOD за лучшее архитектурное сооружение из дерева вручается в 2015 году в шестой раз. Торжественная церемония награждения победителей состоится в рамках выставки «АРХ Москва», с 27 по 31 мая 2015 года в ЦДХ. Победителей выберет профессиональное жюри, состав которого определится в апреле, «народное голосование» пройдет в мае на сайте премии.
Работы рассматриваются в 9 номинациях:
«Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Дизайн
городской среды», «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Арт-объект»,
«Предметный дизайн». Организатором и Генеральным Партнером
проекта по традиции выступает компания "РОССА РАКЕННЕ СПб"
(HONKA), остается неизменным и место проведения выставки номинантов
на премию АРХИWOOD - они будут демонстрироваться в павильоне "Периптер"
у входа в ЦДХ.
Задачи Премии:
На Премию могут быть выдвинуты: частный дом, общественное сооружение, малый объект (баня, беседка, павильон), арт-объект, интерьер (частный или общественный), объект реконструкции или реставрации, поселок. К рассмотрению принимаются следующие архитектурные объекты с использованием дерева:
Заявки на участие в Премии 2015 года принимаются Оргкомитетом до 7 апреля 2015 г. (продлён, см. НОВОСТИ от 02.04.205) на сайте в разделе Подача заявки Затем, в течение апреля Экспертный Совет составляет из него шорт-лист, который публикуется на сайте Премии. В мае Профессиональное Жюри выбирает из шорт-листа победителей, а параллельно происходит «народное голосование» в интернете (на сайте Премии). Торжественная церемония вручения Премии, сопровождаемая выставкой работ-победителей и изданием каталога, проходит в конце мая в рамках Московской биеннале архитектуры (или выставки «Арх-Москва»). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
НОВОСТИ: 22.04.2015. Подведены промежуточные итоги премии и открыто общественное голосование за объекты, прошедшие в шорт-лист. С 18 по 28 мая на официальном сайте общероссийской премии в области деревянной архитектуры АРХИWOOD ( открыто общественное голосование за объекты, прошедшие в шорт-лист премии. Победителей общероссийской премии АРХИWOOD за лучшее архитектурное сооружение из дерева по традиции определяет не только Профессиональное жюри, но и народное голосование на сайте премии. В этом году премия будет вручена в 9 номинациях: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Арт-объект», «Предметный дизайн». В борьбе за победу участвуют 38 работ, отобранных в апреле Экспертным советом премии. Все они будут представлены в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва», которая откроется 27 мая. Также все объекты опубликованы на сайте премии в разделе «шорт-лист», где и проходит голосование: Голосовать, как всегда, можно один раз в каждой номинации. По традиции, победителей в каждой номинации двое: один определяется по результатам заседания профессионального жюри премии, состав которого обновляется каждый год, второй – выбирается в процессе «Народного голосования». Премия АРХИWOOD – единственная премия в сфере деревянной архитектуры в Европе с открытым общественным голосованием. Голосование продлится до 28 мая и завершится в 22.00. На протяжении всей процедуры голосования вы можете наблюдать за изменением позиции объектов в рейтинге в режиме реального времени. Для сохранения чистоты процедуры голосования в последний день рейтинг будет скрыт. Победители премии по результатам «Народного голосования» и решения жюри будут объявлены 29 мая 2015 года в 19.30 в конференц-зале Центрального Дома художника. Все мероприятия в рамках премии проходят при поддержке Генерального партнера и Организатора премии компании «РОССА РАКЕННЕ СПб» (эксклюзивного дистрибьютора компании HONKA в России) Промежуточные итоги Премии В этом году Премия побила рекорд, собрав 176 сооружений, а всего за 6 лет ее существования на нее было выдвинуто 816 объектов! Абсолютным чемпионом АРХИWOOD оказался Иван Овчинников: у него 4 премии (да еще в разных номинациях, то есть, мастер на все руки). В шорт-лист Овчинников выходил 8 раз (это не считая работ курируемой им «АрхФермы», о которой речь ниже). Больше всего качественной деревянной архитектуры производит, как выяснилось, Тотан Кузембаев: у него 16 попаданий в шорт-лист (премий, правда, меньше, чем у Овчинникова – 2). Чуть отстает от Кузембаева Николай Белоусов (13 номинаций), самый большой неудачник нашего Оскара, так пока ни разу не взявший его в руки. Что, конечно, невозможно объяснить ничем, кроме ветрености Фортуны, ибо именно Белоусов сделал современную деревянную архитектуру и делом жизни, и предметом для серьезного разговора критики. 7 раз проходило в шорт-лист бюро WOWHAUS, победив, правда, всего лишь раз – со «Стрелкой». И то, и другое точно отражает ситуацию: количеством деревянных интервенций бюро Олега Шапиро и Дмитрия Ликина решительно изменило образ московских парков, однако, подлинным архитектурным прорывом их лавочки, киоски, катки и песочницы все же не были. Другое дело, что в Москве, забитой под завязку архитектурой вечной и жирной, они сыграли совершенно неожиданную роль – несравнимую с той, какую те же скромные объекты играют в других городах мира. 6 раз выходил в финал Петр Костелов и 5 раз – его постоянный партнер Алексей Розенберг (у обоих по 1 победе + 1 общий спецприз жюри), что, конечно, мало соответствует их подлинному вкладу в эстетизацию русской деревянной архитектуры. Регулярно оказываясь в шаге от победы, они столь же регулярно оттеснялись кем-то более молодым или менее столичным. А неизменно демократичное жюри Премии именно это считает важнейшей своей задачей: открывать новое, поощрять юное, продвигать региональное – зачастую в ущерб по-настоящему выдающемуся. По 2 объекта-победителя у молодых зодчих – москвича Степана Липгарта и нижегородца Станислава Горшунова. Любопытно при этом, что Липгарт ни разу не дал промаха (2 номинации – 2 победы), Горшунов же с баром на крыше жилого дома в городе Бор сумел разом завоевать симпатии и жюри, и народа (а всего в шорт-лист пробивался 4 раза). Ровно тот же результат – у Архитектурной лаборатории Веры Гапон и Дмитрия Александрова. 4 раза номинировалась и юная команда RueTemple – пока, правда, не снискавшая важных лавров, но ставшая главным специалистом по детскому деревянному интерьеру. В этом году – они снова в финале и снова с объектом на ту же тему. Победителем первого АРХИWOODа (2010) стала Ротонда Александра Бродского, кажущаяся сегодня уже классикой. Всего же Бродский побеждал дважды, а выходил в шорт-лист 5 раз – как и бюро АРХПОЛЕ (у них пока 1 победа, но среди фаворитов премии в этом году – их ANTONHOUSE). Знаковой, как и Ротонда, вещью стала VOLGАDACHA Бориса Бернаскони, победитель 2012 года (а вот его же – не менее знаковая – Арка в Никола-Ленивце взяла лишь спецприз жюри). По 3 раза выходили в финал сибирский «бумажник» Андрей Чернов (1 победа), не только практик, но и историк архитектуры Дмитрий Михейкин (1), мастерская Олега Карлсона (2 победы), команда Сергея Гикало и Александра Купцова (1). Впрочем, создав павильон Периптер, который уже 4-й год подряд становится носителем экспозиции, эти архитекторы застолбили себе место в нашем «зале славы» навеки. То же количество номинаций (3) собрали бюро Metatecture и Manipulazione Internazionale, мастерская Евгения Асса и компания «Росса Раккене СПб» (HONKA). Стабильным поставщиком объектов в шорт-лист стала телепередача «Дачный ответ»: с ее легкой руки построено 8 номинантов на премию, 3 из них стали победителями. С точки зрения географии самым плодоносящим регионом, естественно, является Московская область, лидерство ее очевидно и безнадежно: 80 номинантов за 6 лет! Правда, побед не так уж много – всего 9. Характерно, что на одну победу больше у города-героя Москвы (10) – это при том, что номинаций у столицы в 2 раза меньше (43). С большим отрывом следуют за ними Тульская и Калужская область (13 и 9 соответственно), а о том, кому они обязаны победами, скажем ниже (если вы сами еще не догадались). По 8 номинаций собрали Нижегородская область и Вологодчина (включая объекты, построенные в столицах), 7 – Тверская область. Последняя держится в списке фаворитов отнюдь не только за счет поселка Конаково, где строят Розенберг и Костелов, и куда в этом году перебирается детское «АрхСтояние». А вот Калужской и Тульской областям все их победы (6 и 4 соответственно) обеспечили 2 всесоюзно знаменитых проекта: деревня Никола-Ленивец с ее «АрхСтоянием» и «АрхФерма» Ивана Овчинникова (которая, увы, сошла с дистанции, завершив свое героическое существование). Другой заповедник хорошей деревянной архитектуры – курорт «Пирогово» – выдал в шорт-лист 12 шедевров. Победив, правда, лишь дважды, что явно отражает демократические симпатии жюри (каждый год, заметим, меняющегося). По 3 раза премия уезжала в Вологду и Тверскую область, по 2 раза – в Нижний Новгород и Ленинградскую область. Причем, знаменательно, что в Вологде это были именно городские объекты, ставшие здесь маленькой революцией (которую в этом году продолжает автобусная остановка «Драмтеатр»). В Москве же интересна конкуренция двух парков – Парка культуры и «Музеона». Первый начал борьбу за свое обновление раньше и вышел в шорт-лист 13 раз, одержав 4 победы (причем все это работы разных архитекторов), «Музеон» же за каких-то два сезона уже 7 раз прорвался в шорт-лист и 1 раз победил. Увы, в шорт-листе этого года нет объектов от этих былых хэдлайнеров, а за парки представительствует мост катка на ВДНХ (АИ-Студия). Организатором и Генеральным партнером проекта выступает компания «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA), остается неизменным и место проведения выставки номинантов – в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва» (27–31 мая 2015 года). Победителей определят Профессиональное жюри и народное голосование на сайте премии, которое начнется 18 мая и продлится до 28 мая. Торжественная церемония награждения
победителей состоится 29 мая в 19.30 в конференц-зале ЦДХ. 22.04.2015. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD-2015 16 апреля Экспертный совет премии АРХИWOOD выбрал 38 сооружений, который составили шорт-лист 2015 года. В этом году работа Совета, в который входят ведущие российские мастера деревянной архитектуры, критики и архитектуроведы, была трудна как никогда: лонг-лист собрал рекордное количество работ – 176! Тогда как в прошлом году их было 167, а в первый год существования премии, в 2010-м – 145. Самой многочисленной оказалась номинация «Загородный дом»: в ней 8 ярких объектов. Произведения признанных мэтров (Тотана Кузембаева, Николая Белоусова, Евгения Асса) соседствуют тут с первыми крупными объектами молодых архитекторов (Владимира Юзбашева, бюро АРХПОЛЕ), а также с постройками дебютантов АРХИWOODа – Дениса Тарана и Татьяны Белобородько.
Впервые участвуют в конкурсе самарские звезды Валентин Пастушенко и Виталий Самогорова (жилой дом на 7-й просеке) и загадочное московское бюро ТАММВИС во главе с Антонио Михе (белоснежный клубный дом гольф-клуба). И наоборот, исключительно постоянные номинанты премии составили номинацию «Интерьер»: это Дмитрий Александров, Дарья Бутахина и Александр Кудимов, Олжас и Тотан Кузембаевы. Здесь сошлись крыша, чердак и рецепция – три оригинальных решения.
Пасьянс номинации «Малый объект» лег классическим образом: баня, беседка, гостевой дом. Баня Олега Волкова при этом представляет целый «поселок архитекторов» в Дмитровском районе: сами построили, сами живут. Другой поселок, уже в Тверской области, знаменит высочайшим качеством архитектуры, которую проектируют всего два автора – Алексей Розенберг и Петр Костелов. Один их дом в «Конаково Ривер Клаб» уже брал АРХИWOOD в 2012 году, теперь в борьбу вступает Дом-депо. Соперничать при этом авторы будут сами с собою: в той же номинации «Дерево в отделке» есть еще один их объект. Также сразу с двумя объектами возглавили номинацию «Предметный дизайн» ее прошлогодние победители – бюро АРХПОЛЕ. С их забавными столами посоперничают расколотое кресло Анны Кривцовой из Хельсинки и раскладной светильник петербурженки Марии Ойкимус. Как всегда самой веселой, но на этот раз еще и самой разнообразной по части географии стала номинация «Арт-объект». В ней представлены лоси, балаган, кулич, таблоид и зиккурат – из Красноярска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томской и Калужской областей. От последней, выступает, естественно, самая знаменитая деревня современной России – Никола-Ленивец, а возвели в ней «Ленивый зиккурат» Владимир Кузьмин и Николай Калошин.
На территории другой даже не области, а страны, построен объект из номинации «Общественное сооружение» – автобусная остановка Александра Бродского. Она радует пассажиров в австрийском Крумбахе, а вологодчан – остановка «Драмтеатр», сделанная местными архитекторами из «Проектной группы 8». В этом же городе, которой раньше был знаменит только старой деревянной архитектурой, а в последние три прославился и новейшей, возведен еще один элегантный объект – беседка на аэродроме. На вологодчине же сделан и один из двух номинантов по части «Реставрация» – каретник в усадьбе Брянчаниновых. Конкурировать же с ним будет самый северный в шорт-листе объект – реконструкция амбара вепсов в карельском селе Шелтозеро.
Эхом ушедшей эпохи глядит мост над «самым большим катком страны» – на московской ВДНХ (АИ-студия). Грациозно рифмуясь с «облегченным сталинизмом» ВДНХ, он, кажется, закрывает целую эпоху надежд и обновлений, в которой городская деревянная архитектура сыграла немаловажную роль. Парк Горького и «Музеон», сад Баумана и Перово, Сокольники и Садовники – обновлению этих парков неизменно сопутствовали объекты из дерева. А теперь оно снова возвращается на свое привычное место – в леса и поля. Организатором и Генеральным партнером проекта выступает компания «Росса Ракенне СПб» (HONKA),остается неизменным и место проведения выставки номинантов – в павильоне «Периптер» у входа в Центральный Дом художника в рамках выставки «АРХ Москва» (27–31 мая 2015 года). Победителей определят Профессиональное жюри и народное голосование на сайте премии, которое начнется 18 мая. Торжественная церемония награждения победителей состоится 29 мая в 19.30 в конференц-зале ЦДХ. Шорт-лист 2015 года опубликован на сайте
премии. 02.04.2015. Приём заявок на Премию продлён до 7 апреля. Организаторы сообщают, что прием заявок на участие в общероссийской премии АРХИWOOD продлен до 7 апреля. Премия вручается за лучшее архитектурное сооружение из дерева, в этом году она проводится уже в 6 раз! Торжественная церемония награждения победителей состоится в рамках выставки «АРХ Москва» 29 мая в 19.30 2015 года в ЦДХ по адресу: Крымский вал, 10. Принимаются заявки на работы в 9 номинациях: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Дизайн городской среды», «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация», «Арт-объект», «Предметный дизайн». Подать заявку можно здесь. Организатор и Генеральный Партнер премии: ООО «РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA). Куратор премии: Николай Малинин |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты: Оргкомитет премии: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт: www.arhiwood.com |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||