О ВЫСТАВКЕ
Философское осмысление темы "наполненной
пустоты" в искусстве началось еще во времена Платона и продолжается
по сей день.
Есть великое множество интерпретаций
этого дискурса - нужно ли искусство вообще, если оно изображает лишь
частный случай философской идеи, тема покинутости и заброшенности руин
в искусстве пейзажистов ХVIII века, тема одиночества и внутренней пустоты
- этот список можно продолжать бесконечно.

Джина Соден. Фото - k35artgallery.com
Тема пустоты, как символа забвения,
сыскала особую популярность среди французских живописцев в XVIII веке.
На полотнах художника Юбера Робера часто можно увидеть руины античных
храмов, которые являлись метафорой бренности всего сущего. Разрушенные
временем дворцовые залы и сады служили символом возвращения творений
культуры в природное состояние, а ее форм — в сплошную и абстрактную
субстанцию. Руины - место, где можно отвлечься от суеты, «почувствовать
себя более свободным, более одиноким, более принадлежащим себе, более
близким к себе”, как писал под впечатлением от полотен Юбера Робера
французский писатель и философ Дени Дидро.
Тема пустоты была главенствующей и в
искусстве XX века. Так или иначе, мы находим отсылки к этой метафизической
проблеме в абстракциях Малевича, музыкальных экспериментах Джона Кейджа
(его знаменитая работа 4"33"), работах Ива Кляйна (скандально
известная выставка "Пустота"). Огромную часть своего творчества
посвятил теме пустоты в искусстве классик американского концептуализма
Джозеф Кошут. Среди мастеров фигуративного искусства, работавших с темой
внутренней пустоты и одиночества, выделяется Эдвард Хоппер, художник,
который был равнодушен к искусству модернизма, давал собственное видение
темы пустоты в своих работах. Герои его полотен постоянно чего-то ждут
в пустых кафе, отелях, поездах, на автомобильных заправках и в собственных
домах. Хоппер фрагментирует свои работы таким образом, чтобы у зрителя
появилось ощущение вовлеченности в эту пустую, безжизненную обстановку,
где только свет, ярко пробивающийся из окон, передает это странное чувство
одиночества и отрешенности.

Джина Соден. Фото - k35artgallery.com
Художники, чьи работы представлены на
выставке в Арт-галерее «К35», дают современную интерпретацию темы пустого
пространства.
Каждый из них по-своему заполняет
эту пустоту или же дает зрителю возможность наполнить ее своими мыслями,
впечатлениями и эмоциями. Пропуская эту атмосферу через призму своего
сознания, мы словно становимся персонажами этих картин. Они позволяют
ощутить неуловимо тонкую красоту заброшенных зданий, уловить очарование
и притягательность обыденных мест и ситуаций и почувствовать время,
словно остановившееся на поверхности полотна.
Изображая некогда оживленные коридоры,
потерявшие блеск дворцовые залы, пустынные заводские помещения,
британская фотограф Джина Соден исследует
границы красоты, увядания и ностальгии. В представленных на выставке
фотографиях Джины Соден пустые пространства заброшенных фабрик,
кинотеатров, школ, словно руины с полотен Юбера Робера, наводят
на мысли о бренности жизни. Джина так говорит о своих работах:
“Фотографии разрушенных зданий позволяют мысленно попасть в прошлое
и по-другому осознать, что ничто не вечно. Это всегда отличная
возможность рассказать историю. Мне нравится представлять, что
раньше было в этом месте, кто ходил по этим коридорам, и почему
оно было покинуто.” Словно поэты эпохи романтизма, Соден призывает
зрителя поразмыслить о понятии прекрасного и чувстве безмятежности,
которое живет в ее работах, несмотря на внешнюю запущенность и
разруху.
Сцены и пейзажи Франциски
Клотц, созданные интенсивным открытым мазком, говорят о
стремлении автора свободно передать переживаемые эмоции. За основу
художница берет сделанные ею фотографии, а также вырезки из газет
и журналов. Пастозная техника делает атмосферу ее полотен плавучей
и воздушной; все элементы картины смешиваются в единое целое,
состоящее из полос и мягких следов краски. В работах словно отсутствует
фокус, и картины как будто окружены мягким свечением. В то же
время возникает непреодолимое ощущение сиюминутности происходящего.
Состояние неопределенности, неясности
становится центральной темой работ берлинской художницы.
|
Франциска Клотц. IV. Холст, смешанная
техника. 2010.
Фото - k35artgallery.com
|
Франциска Клотц достигает “наполненности”
своих картин благодаря нюансам цвета и света, которые имеют очень большое
значение в работах мастера. Умело играя тонами и световыми эффектами,
художница создает картины с сильным
эмоциональным воздействием.

Франциска Клотц. III. 2010. Фото - k35artgallery.com
В работах Марины Федоровой
помимо темы отражений, одной из главных в творчестве художницы из Санкт-Петербурга,
обыгрывается тема пустого пространства. Гладкая поверхность, на которой
мы видим отблески дневного света или огней ночного города, словно является
границей между миром реальным и идеальным. Свет, воздух, богатство темных
оттенков - все это заполняет пустоту и делает атмосферу картин насыщенной.
Кажется, что время на ее картинах остановилось, но вот-вот секундная
стрелка часов оживет снова, и все пойдет своим чередом. Намеренная незавершенность
является одной из характерных особенностей живописи художницы. Часто
кажется, что объекты на ее картинах словно плывут в невесомости. Обладая
природным композиционным чутьем и виртуозным “наведением фокуса”, Марина
делает пространство на картинах невесомым, смягчает резкость деталей
ради общих планов. Незавершенность присуща и сюжетной составляющей картин
Федоровой. Хотя в этих работах нет человекакак действующего лица, они
обладают особой энергетикой наполненности. Ее герои либо только что
покинули эти места, либо еще не вернулись, позволив зрителю насладиться
красотой момента и увидеть прекрасное в обыденном.

Марина Федорова, Фонтанка. Фото - k35artgallery.com
Открытие выставки:
5 февраля 2015 с 19.00 до 22.00
Куратор: Мария
Саава
Участники выставки:
Джина Соден (Великобритания), Франциска Клотц (Германия), Марина Федорова
(Россия)
|