О ВЫСТАВКЕ
Экспозиция приурочена к 150-летию со
дня рождения архитектора Н.П.Краснова (1864, Россия – 1939, Королевство
Югославия). Он был главным зодчим Ялты, автором проекта знаменитой резиденции
российских императоров – Ливадийского
дворца. В Крыму по его проектам построены, кроме императорского дворца,
красивейшие особняки, виллы, дворцы. После
Октябрьской революции Николай Краснов эмигрировал в Белград и
фактически изменил облик этого города. Оттуда впервые привезли уникальные
экспонаты. Экспозиция
впервые во всей полноте знакомит российского зрителя с сербским периодом
творчества зодчего.
Николай Петрович Краснов родился 5 декабря/23
ноября 1864 года в селе Хонятино, Коломенского уезда, Московской губернии.
После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1885),
был направлен на службу в крымский город Ялта, где вскоре занял место
главного архитектора (1887). Плодотворная архитектурная и градостроительная
деятельность Краснова в Крыму принесла ему известность в придворных
кругах, покровительство великокняжеской семьи и лично императора Николая
II. В 1911 году Краснов был пожалован званием архитектора высочайшего
двора; в 1913 году получил звание академика архитектуры. В списке объектов,
спроектированных Красновым в Крыму до Первой мировой войны, значится
более 60 частных особняков, дворцовых, общественных и церковных зданий
и прочих объектов, в том числе знаменитый Ливадийский дворец.
|
|
Дом народной
скупщины. Большой холл - зал для переговоров. Н.П.Краснов. 1939
г. (Музей науки и техники. Белград)
|
Церковь Святого
Георгия на Опленце. Эскизы кадила над саркофагом Карагеоргия.
Н.П.Краснов. 1932 г. (Архив Югославии)
|
После Октябрьской революции Краснов
вынужден был эмигрировать сначала на Мальту, а затем в Королевство Сербов,
Хорватов и Словенцев (1922), где вместе с множеством других русских
эмигрантов нашел свою вторую родину. Он был принят на должность инспектора
по строительству в Архитектурное отделение Министерства строительства
КСХС — наиболее компетентное государственное проектное бюро, объединившее
выдающихся мастеров сербской архитектуры. Его работа, в первую очередь,
была связана с проектированием монументальных административных государственных
и столичных зданий. В качестве придворного архитектора он выполнял проектные
работы по декоративному убранству дворцовых и церковных объектов для
короля Александра I Карагеоргиевича. Деятельность Краснова в Югославии
при жизни архитектора отмечена высшими наградами: орденом Святого Саввы
III степени (1925), орденом Белого орла V степени (1928), орденом Белого
орла III степени (1929) и орденом Югославской короны IV степени (1930).
Умер Краснов 8 декабря 1939 года в Белграде,
где и похоронен на Русском участке Нового кладбища рядом с Иверской
часовней.
Организаторами выставки являются Архив
Югославии (Сербия), Исторический архив Белграда и Дом русского зарубежья
имени А.Солженицына. Проект реализован на документальных материалах
из фондов Архива Югославии, Исторического архива Белграда, Архива Сербской
академии наук и искусств, Музея Сербской православной церкви, Музея
науки и техники, Народной библиотеки Сербии, Фонда короля Петра I, а
также коллекции Милоша Юришича и семейного архива архитектора Йездимира
Денича. С российской стороны экспонаты предоставили Российский государственный
архив литературы и искусства, Государственный архив Российской Федерации
и Государственный исторический музей.
 |
|
Николай Петрович
Краснов
|
Государственный
архив Сербии. Белград. 1928 г. архитектор - Н. Краснов.
|
Выставка впервые во всей полноте знакомит
отечественного зрителя с творчеством Краснова вне России. Архитектурная
и станковая графика, фотографии и личные документы (более 170 экспонатов,
оригиналы и цифровые копии) отражают практически все видовое многообразие
объектов, проектированием которых занимался Краснов в эмиграции. Это
репрезентативные здания правительственных учреждений и гражданская архитектура
более скромных размеров; церкви и дворцовые резиденции, утилитарные
объекты; мемориальные памятники, дизайн среды и отдельные элементы городского
пространства. Существенная часть творчества Краснова была связана с
геральдикой и фалеристикой.
Выставка рассчитана на широкий круг
зрителей (как специалистов, так и любителей). Большинство включенных
в состав выставки материалов экспонируется впервые.
Выставка состоялась благодаря успешному
и долгосрочному сотрудничеству Дома русского зарубежья с Архивом Югославии
(Белград). Выставочным проектом предусмотрен показ выставки в 2015 году
в Белграде и в Крыму, в Ливадийском дворце. К вернисажу в Москве издан
каталог выставки.
Ознакомиться с экспозицией можно в будние
дни с 12.00 до 18.30 в зале № 139 (1-й этаж).
По материалам: репортажа
телеканала "культура",
сайта Дома русского зарубежья
имени Александра Солженицына,
репортажа телеканала "Вести-Москва".
|