|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||
О ВЫСТАВКЕ 2015 год команда Объединения "Манеж" завершает большим отчетным проектом о работе по исследованию истории бытования памятника "Рабочий и колхозница". Выставка станет эскизом новой постоянной экспозиции.
Скульптурная группа "Рабочий и колхозница" считается главным произведением – opus magnum – советского скульптора Веры Мухиной. Появление памятника стало не только художественным, но и политическим событием, программным заявлением о становлении "большого стиля" советской эпохи, высшим свободным взлетом монументального искусства предвоенного периода. "Рабочий и колхозница" – один из самых выразительных примеров синтеза искусства: скульптура и архитектура предстают единым целым, неразрывно связанным системой подобия пропорций и объемов. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Скульптура олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство – несущих высоко поднятую эмблему страны советов – серп и молот. На создание "Рабочего и колхозницы" Иофана натолкнула идея античной статуи "Тираноборцы", изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, а также безудержно устремленная вперед динамика древнегреческой статуи Ники Самофракийской. Таким образом, "эталон советского социалистического реализма" восходит к античной скульптурной традиции.
Жизнь памятника, созданного Верой Мухиной и Борисом Иофаном в 1937 году для Всемирной выставки в Париже и ставшего символом советской монументальной пропаганды, продолжилась в СССР – долгие годы скульптура простояла у северного входа на ВДНХ, подвергаясь физическому и символическому разрушению. Идеологическое содержание постепенно деконструировалось новым искусством 1960-х годов – на смену соцреализму пришел соцарт, критикующий официальное советское искусство, его тоталитарный гротеск и мифологию. Новый художественный язык стремился разрушить стереотипы прошлого, сломать систему официального советского искусства, обнажая его истинный смысл и назначение – политическую пропаганду.
В 2009 году памятник был отреставрирован и вновь установлен на павильоне, воссозданном по проекту Бориса Иофана. Тем временем, искусство 2000-х вновь обратилось к работе с культурными кодами прошлого, пытаясь осмыслить место памятников советской эпохи в истории искусства и общества. Утратившие идеологическую актуальность, объекты материальной культуры СССР приобрели историческую ценность, стали прообразами искусства, использующего новый художественный язык, позволяющий археологизировать не только формы, но и смыслы советского прошлого.
На выставке будут представлены: архивные материалы, оригинальные предметы эпохи создания памятника "Рабочий и колхозница" из коллекции Объединения "Манеж", советская скульптура 1930-х годов, элементы авторского внутреннего каркаса памятника (оригинальная часть памятника весом до 500 кг), объекты современного искусства: фотография, живопись, графика, скульптура, видео.
Андрей Паршиков и Вера Трахтенберг, кураторы: "Мы предлагаем зрителям погрузиться в историю создания культового памятника, чтобы каждый пришедший на выставку смог увидеть, как монумент проживал свою жизнь, как общество реагировало на его появление в городе и те метаморфозы, которые он когда-то претерпевал, как он отображался в искусстве, и что с ним происходит сейчас. Хотелось бы показать, какое влияние на российское искусство и культуру в целом памятник оказал и до сих пор оказывает".
Ирина Толпина, генеральный директор Объединения "Манеж": "Все четыре этажа выставочного пространства на несколько месяцев займет большой проект, над которым работала вся команда Объединения "Манеж". Экспозиция "Рабочий и колхозница. Личное дело" — это, в первую очередь, история о главной советской скульптуре, о временах, в которые ей довелось существовать, и о людях, к ней неравнодушных".
Художники: Вера Мухина, Борис Иофан, Георгий Мотовилов.
Группа "ЗиП": Дмитрий Гутов, Валерий Кошляков. Группа "ФНО": Сергей Борисов, Игорь Мухин, Александр Косолапов, Александра Паперно, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Юрий Аввакумов, Борис Орлов, Дмитрий Пригов, Арсений Жиляев, Александр Повзнер, Александр Образумов, Юрий Шабельников совместно с Юрием Хоровским, Станислав Шурипа, Леонид Тишков, Наталья Вицина, Алексей Беляев-Гинтовт, Анна Шестакова.
На четвертом этаже экспозиции посетителям будет предложена медиатека, включающая обширное количество теоретических материалов, подготовленная Объединением "Манеж" совместно с онлайн-библиотекой Букмейт специально к выставке "Рабочий и колхозница. Личное дело". Монографии, книги о скульптуре и искусстве, уникальные архивные документы будут собраны на виртуальной полке "Рабочий и колхозница. Личное дело" и сопровождены комментариями ведущих экспертов и искусствоведов. Бесплатная подписка включается автоматически и любой желающий сможет бесплатно наслаждаться чтением интереснейших архивных и тематических материалов по выставке. Чтобы получить доступ к полке, посетителям нужно подключить свой телефон, планшет или компьютер к сети wi-fi Манежа, установить мобильное приложение Букмейт или зайти на сайт bookmate.com. Вернисаж выставки - 15 декабря в 19:00. |
||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||