О ВЫСТАВКЕ
В холодных залах "Руины" строится
многожанровый мультимедийный артистический и исследовательский проект,
объединяющий видеодокументацию арктических экспедиций, фотографии северных
ландшафтов, художнические перформансы и акции, традиционное шаманское
камлание и современные музыкальные сочинения.

Принцесса Мельвилля.
Изменчивые формы тающих и застывающих
на морском ветру айсбергов, среди которых не встретить двух одинаковых,
стали источником вдохновения у архитекторов. Айсберги из-за их размеров
сравнивают с небоскребами, хотя, как известно, верхушка айсберга устремлена
не к небу, а в морскую пучину. Поля айсбергов складываются в ином художественном
воображении в мегаполисы ледяных гор, хотя человечеству сегодня больше
угрожает глобальное потепление, а не новый ледниковый период.
Экспозиция открывается документальным фильмом об экспедиции гренландского
исследователя Оле Йоргена Хаммекена (Ole Jоrgen Hammeken). В 2012 году
Хаммекен изучал быт самых северных народов - полярных эскимосов, к поселениям
которых он добирался на собачьей упряжке и открытой лодке.
Сами айсберги вырастают на нескольких
экранах и черных зеркалах в фотографиях и видеофильмах художницы русского
происхождения Гали Морелл (Galya Morrell), называющей себя "Художником
по имени Холод". Галя Морелл - участник многих экспедиций, преодолевшая
сотни километров на собачьих упряжках, открытых лодках, пешком и на
лыжах, репортер, эссеист, лектор и театральный режиссер - известна устройством
сцен на дрейфующих льдах, организацией спектаклей и карнавалов с привлечением
местных жителей, а также организацией экспедиций, целью которых становилась
поддержка традиционной культуры северных народов и художников, живущих
в самых изолированных населенных пунктах мира.
 |
 |
Конец Лета.
|
Ледовый Наездник
|
"Чем дольше и дальше я путешествовала
в стране айсбергов, - говорит Галя Морелл, - тем больше я думала о нашем
сходстве с ними... Айсберги кажутся безжизненными сооружениями, но каждый
из них - это густонаселенный небоскреб, обитатели которого в нем рождаются,
вырастают, влюбляются, производят себе подобных, старятся и умирают.
В каждом плавучем доме живут миллионы живых существ - от железной бактерии
и снежной хламидомонады до белых медведей и нерп. С верхних этажей айсбергов,
"пентхаузов", люди, полярные эскимосы, следят за ходом морских
зверей, ориентируются в хаосе вечно движущегося льда, определяют сезоны
и годы. Архитектор Природа создала айсберги как гигантские зеркала,
в которых мы можем увидеть собственное отражение".
Дрейф по экранам и зеркалам айсбергов-небоскребов
- "молодых, жизнерадостных, дряхлых, элегантных, распутных, пафосных,
кичливых, белых, голубых, красных, черных, оранжевых" - сопровождается
горловым пением, говором эскимосов и первым в России исполнением композиции
Леры Ауэрбах "Мечты и шепоты Посейдона".

Холодная Колыбельная
В рамках открытия выставки под крышей
"Руины" пройдут перформансы и акции шаманов, художников и
музыкантов. Выставка в "Руине" открывается в день, когда после
долгой полярной ночи солнце снова взойдет над самым северным в мире
городом - Каанаак в Гренландии.
Информационные партнеры: Архи.ру, Портал
Архсовета Москвы, Tatlin, Archplatforma, Architime, Радио Культура,
TheArt Newspaper Russia, URBAN magazine.
Идея выставки: Елена
Ольшанская / Видео и фото: Галя Моррелл
/ Арктическая экспедиция: Оле Йорген Хаммекен
/ Куратор и экспозиционер: Юрий Аввакумов / Саундтрек:
Лера Ауэрбах / Монография: Иван
Александров / Координация: Татьяна Царева
Открытие выставки состоится 17 февраля
2015 года в 19:00.
Место проведения: Государственный музей архитектуры им.
Щусева, флигель "Руина".
|