О
ВЫСТАВКЕ
Выставкой "Искусство взаимодействия" Центр МАРС исследует
современныий контекст развития технологичного искусства, в котором происходит
смещение акцента с художника в сторону зрителя. Важность последнего
становится первостепенной, ведь именно зритель своими деийствиями может
влиять на произведение искусства – рисовать фантазийный миры взмахом
руки, создавать музыку жестами, управлять виртуальной реальностью.

Ivan Rastr. Аудиовизуальная интерактивная инсталляция. 2015
Среди участников проекта - московский музыкант, художник и создатель
странно звучащих механизмов ::VTOL:: ; видеохудожник Иван Кабалин |
kbln |; Ivan Rastr; TUNDRA, Kuflex, Ян Калнберзин и Евгений Афонин (Curiosity
Media Lab) и другие знаковые российские медиахудожники.
Пора признать, что вслед за музыкой и литературой пластическое искусство
стремительно теряет черты элитарности, обращаясь к все более широкой
аудитории. Трансформируются и традиционные и новые медиа; в этом смысле
проект "Искусство взаимодействия" в Центре МАРС, представляющий
новое поколение российских медиахудожников, исследует возможности интерактивного
искусства и задает фундаментальные вопросы, связанные с ролью зрителя
в восприятии произведения.

Иван Кабалин |kbln|. Аудиовизуальная интерактивная инсталляция. 2015
Их работы объединяют две основные тенденции: первая – это попытка уйти
от персонального, сугубо авторского искусства как прямой проекции внутреннего
мира художника, вторая – ориентация на новые технологии. Это мир гиков-интровертов,
выплеснувшийся на поверхность коллективного бессознательного. Освобождая
свое искусство от личных семантических кодов, авторы делают шаг навстречу
зрителю, вовлекая его в круг своих культурных интенций, давая ему возможность
выстроить образы в соответствии с собственными эстетическими правилами
и установками. Свет и видео играют в этом процессе роль идеального проводника.
Психологически этот феномен работает по принципу проективных методик.
Смыслы и эмоции, которые испытает зритель при взаимодействии с инсталляцией,
накладываются на его первоначальную инстинктивную реакцию, и напрямую
зависят от нее.

::vtol:: Swipe. Кинетическая интерактивная инсталляция. 2015
В беседе "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно" Мераб
Мамардашвили говорит о том, что культурное и социальное разнообразие
современного мира предъявляет к искусству претензию, которую еще недавно
было просто невозможно представить. Возникла необходимость найти способ
передавать эмоции и отражать чувства, не оглядываясь на культурный бэкграунд,
который может серьезно различаться у зрителей. Человек, не знающий в
достаточной степени античную философию – более не невежда, а ценитель
живописи эпохи Возрождения – не обязательно подлинный эстет. Подобные
предрассудки отмирают в современном обществе вместе с классическим образованием,
на смену которому приходят открытые системы, где объем и необходимость
тех или иных знаний определяется личными особенностями человека. И нужно
признать, что интерактивное искусство укладывается в эту схему будущего
лучше других.
Открытие выставки 17 декабря в 19:00.
|