О ВЫСТАВКЕ
Государственный музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную особому
направлению изобразительного искусства - бумажной архитектуре. Это кураторский
проект архитектора, одного из лидеров этого направления Юрия Аввакумова
и искусствоведа, научного сотрудника Музея, Анны Чудецкой.
 |
 |
Юрий Аввакумов.
Дом-матрешка,
бумага, графитный карандаш,
шелкография, 1984.
|
Николай Каверин,
Ольга Каверина. Второе жилище горожан.
Бумага, тушь, цветной карандаш, рапидограф, 1985.
Все иллюстрации предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина.
|
Бумажная архитектура - это проекты,
буквально оставшиеся "на бумаге", которые
не были осуществлены из-за технической сложности, стоимости, масштабности
или цензурных соображений. Основателем этого направления считается Джованни
Баттиста Пиранези (1720-1778). Он построил только одно здание, но создал
серии гравюр с изображениями реальной и придуманной архитектуры.
В России этот термин связан с концептуальным
направлением в архитектуре 1980-х годов, а также с кураторской деятельностью
архитектора и коллекционера Юрия Аввакумова. В Советском союзе молодые
архитекторы принимали участие в международных конкурсах, проводимых
западными архитектурными журналами. Проекты существовали только на бумаге.
Так появился особый жанр изобразительного искусства - сочетание архитектурного
проектирования, концептуализма и станковой графики. Выставки работ "бумажных
архитекторов" прошли в галереях и музеях Лондона, Парижа, Милана,
Цюриха, Брюсселя, Любляны, Кёльна, Остина. Сейчас их работы находятся
в коллекциях крупнейших мировых музеев.
|
|
|
Александр Бродский,
Илья Уткин.
Стеклянная башня, офорт,
1984/1990
|
А. Бродский, И.
Уткин.
Forum de Mille Veritatis,
Форум тысячи правд,
офорт, 1987
|
Александр Бродский,
Илья Уткин.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ, офорт,
1982/1990. Все иллюстрации предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина
|
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина предлагает
исторический диалог проектов советских концептуалистов и итальянских
классиков архитектурной фантазии. В экспозиции представлены 80 произведений
архитектурной графики знаменитых мастеров XVII-XVIII веков Джованни
Батиста Пиранези, Джузеппе Валериани, Пьетро Гонзага, Франческо Градици,
Джакомо Кваренги, Маттеуса Кюсселя, Джузеппе Бибиены, а также ведущих
художников советского архитектурного концептуализма - Юрия Аввакумова,
Михаила Белова, Александра Бродского и Ильи Уткина, Дмитрия Буша, Тотана
Кузембаева, Юрия Кузина, Михаила Лабазова, Вячеслава Мизина, Вячеслава
Петренко, Андрея Савина, Владимира Тюрина, Михаила Филиппова, Андрея
Чельцова, Сергея и Веры Чукловых.
 |
 |
Дмитрий Буш, Александр
Хомяков, Дмитрий Подъяпольский,
Складная родина / жилье для экстремальных условий, бумага,
тушь, рапидограф, 1990.
|
Александр Зосимов,
коллаж №23.
Бумага, коллаж. 1990.
Все иллюстрации предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина.
|
Центральную часть исторической экспозиции
выставки занимают четырнадцать произведений Джованни Батиста Пиранези
(1720-1779). Творчество известного мастера архитектурной фантазии представлено
сериями "Первая часть архитектурных и перспективных композиций"
и "Фантастические композиции темниц". В этих работах Пиранези
достигает непревзойденного мастерства и высокого эмоционального напряжения.
Парадоксально, что недооцененные при жизни Пиранези листы из серии "Тюрьмы"
в течение двухсот с лишним лет поражали воображение видевших их людей,
вдохновляя на создание литературных, музыкальных, живописных произведений.
В своем эссе "Пиранези или текучесть форм" кинорежиссер Сергей
Эйзенштейн пишет: "... Нигде в "Темницах" мы не находим
непрерывного перспективного вида в глубину. Но везде начавшееся движение
перспективного углубления прерывается мостом, столбом, аркой, переходом...
Серия пространственных углублений, отсеченных друг от друга столбами
и арками, строится как разомкнутые звенья самостоятельных пространств,
нанизанных не по признаку единой перспективной непрерывности, но как
последовательные столкновения пространств разной качественной интенсивности
глубины…" Примечательны слова самого Пиранези, сопровождающие одну
из представленных серий: "…так как нет никакой надежды, чтобы кто-либо
из современных архитекторов оказался в состоянии сделать хоть что-либо
подобное то ли по причине падения архитектуры с больших высот, то ли
за неимением меценатов этого благороднейшего искусства, что подтверждается
отсутствием построек, подобных Форуму Нервы, Колизею или дворцу Нерона,
и еще тем, что ни у князей, ни у богачей не заметно никакой склонности
к крупным расходам, - у меня, как у любого современного архитектора,
не остается иного выхода как выражать свои архитектурные идеи лишь одними
рисунками".
 |
 |
Джованни Батиста
Пиранези (1720-1778).
Офорты из серии "Первая часть архитектуры и перспективы".
Античный храм. 526х400, 400х260.
|
Джованни Батиста
Пиранези (1720-1778).
Офорты из серии "Первая часть архитектуры и перспективы".
Мрачная темница. 536х402, 387х242.
|
 |
Джованни Батиста
Пиранези (1720-1778). Офорты из серии "Первая часть архитектуры
и перспективы".
Античный Капитолий. 405х525, 275х360. Все иллюстрации предоставлены
ГМИИ им. А.С. Пушкина.
|
Яркие эпизоды европейской архитектурной
истории конца XVII - начала XIX веков представлены произведениями художников
театра - Джузеппе Галли Бибиены (1696-1756), Джузеппе Валериани (1708-1762),
Пьетро ди Готтардо Гонзаги (1751-1831), Франческо Градицци (1729-1793)
и Джакомо Кваренги (1744-1817). Творчество большинства авторов, чьи
работы показаны на выставке, принадлежит в равной степени двум странам:
Италии и России. Пьетро ди Гонзага, приглашенный князем Н.Б. Юсуповым
в Санкт-Петербург, создавал декорации для коронаций и придворных праздников,
оформлял спектакли. Он также был автором нереализованных проектов оперных
театров. Для России Гонзага стал подлинным реформатором русской сцены,
смело применявшим иллюзионистически-перспективные приемы барокко. Архитектурные
листы Гонзага поражают смелым полетом фантазии. Свободно владея пером
и кистью, он предвосхищает во многих своих композициях эпоху романтизма.
Итальянский архитектор Джакомо Кваренги
в полной мере реализовал свой талант в России. В возрасте 35 лет Кваренги
приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве "архитектора
двора её величества". Уже в первое десятилетие своего пребывания
в России архитектор построил Английский дворец в Петергофе, павильон
в Царском селе, здания Эрмитажного театра и Академии наук. Квинтэссенцией
всего творчества Кваренги петербургского периода стала летняя резиденция
графа Александра Андреевича Безбородко. Павильон-руина был не только
изысканным объектом созерцания, но и тонкой интеллектуальной игрой с
пространством и временем. Образы далекой античности, перенесенные по
воле заказчика на берега Невы, позволяли посетителям парка на мгновение
почувствовать себя жителями счастливой Аркадии, являя сложенную в камне
иллюстрацию к крылатому латинскому выражению "Et in Arcadia ego"
("И я был в Аркадии").
 |
 |
Михаил Филиппов,
Вавилонская башня,
бумага, акварель,
1989.
|
Джакомо Кваренги
(1744-1817),
Павильон-руина в парке графа А.А. Безбородко в Палюстрове. 1791.
Перо, кисть, тушь, акварель, карандаш. 2228х275.
Все иллюстрации предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина.
|
В той же мере, что и фантазийные работы
итальянских художников XVII - XIX веков, источником идей для дальнейших
поколений архитекторов стали концептуальные проекты авторов второй половины
XX века, выполненные специально для международных выставок. Долгожданная
свобода и интерес зарубежных экспертов способствовали многообразию форм
и сюжетов в архитектурных фантазиях молодых авторов. "У кого-то
бумажный проект выглядел как набор театральных мизансцен, у кого-то
как революционная икона, а у кого-то как серия книжных иллюстраций"
- комментирует работы 1980-х годов куратор выставки Юрий Аввакумов.
Название выставки "Бумажная архитектура.
Конец истории" соотносится с рубежным состоянием сегодняшнего архитектурного
проектирования. По словам куратора выставки Юрия Аввакумова: "Век
бумаги как материала для архитекторов завершился - на смену кульману,
бумаге, кальке, туши, карандашу, рейсфедеру, рапидографу, ластику пришли
компьютерные мыши, мониторы и имиджи. Так что Бумажной архитектуре оказалось
самое место там, где она лучше всего хранится, то есть не на стройплощадке,
а в музее. И символично, что её закат пришелся на конец века и тысячелетия".
К выставке готовится специальный каталог,
который увидит свет в апреле 2015 года.
|