О ВЫСТАВКЕ
29 июня 2010 года Президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева приказом
Министерства культуры Российской Федерации была назначена комиссаром
Павильона России на Венецианской биеннале 2011, 2013 и 2015 годов. Ответственным
за организацию и проведение выставок на 54-й, 55-й и 56-й Венецианской
биеннале выступил фонд поддержки культуры Stella Art Foundation. Таким
образом, впервые в истории нашего национального Павильона представительство
страны на крупнейшей интернациональной выставки государством было доверено
частной некоммерческой институции и ее руководителю.

Выставки этих лет в российском Павильоне составили своеобразный триптих,
объединенный ясными принципами и убедительной логикой. Прежде всего
в комиссарство Стеллы Кесаевой произошел отказ от предшествующей практики
групповых экспозиций в пользу монографических проектов. Чрезвычайно
важным было и то обстоятельство, что во всех трех случаях комиссар выбирал
художника, а тот, в свою очередь, называл куратора, с которым предпочитает
работать. Тем самым акцент делался на искусстве, не умаляя при этом
роли куратора, который, будучи хорошо знаком с творчеством художника,
помогал последнему адекватно продемонстрировать международной публике
его оригинальные идеи. Все выбранные художники – Андрей Монастырский
и группа "Коллективные действия", Вадим Захаров и Ирина Нахова
– принадлежат к числу ведущих представителей школы московского концептуализма,
самой сильной, обладающей международным признанием традиции в современном
отечественном искусстве. Все предложенные художниками кураторы – выдающиеся
профессионалы, работающие с престижными арт-институциями Европы и США.
Это философ, теоретик и критик современного искусства Борис Гройс, курировавший
"Пустые зоны" А. Монастырского и КД; директор Национальной
галереи и Государственных музеев Берлина Удо Киттельман, занимавшийся
проектом Вадима Захарова "Даная"; а также независимый куратор,
ученый и критик Маргарита Мастеркова-Тупицына, выступившая в тандеме
с первой женщиной-художником российского Павильона Ириной Наховой: вместе
они представили венецианской публике свой "Зеленый павильон".
В годы комиссарства Стеллы Кесаевой российские художники в рамках собственных
выставочных проектов впервые стали активно работать с архитектурой Павильона.
Так Вадим Захаров объединил оба этажа здания мощной вертикальной осью,
которая стала главной пространственной и образной метафорой его интерактивной
инсталляции. А Ирина Нахова не только оригинально обыграла этот найденный
ее предшественником прием, но и пошла дальше, изменив цвет наружных
стен здания с желтого на зеленый и тем самым приблизив облик Павильона
к замыслу его создателя А. В. Щусева. Кроме того, художница использовала
многие из характерных щусевских архитектурных форм в качестве "обрамления"
проекций в своей масштабной видеоинсталляции.

Экспозиция, посвященная выставочной деятельности Стеллы Кесаевой и
Stella Art Foundation на Венецианской биеннале 2011, 2013, 2015 годов
разделена на три пространственных зоны – по числу прошедших проектов.
Каждая из них маркирована цветом Павильона соответствующего года: желтым,
опять желтым и зеленым. В экспозиции представлены видео, фотографии
и объекты, связанные с венецианскими проектами Андрея Монастырского
и КД, Вадима Захарова и Ирины Наховой, а также каталоги выставок в Павильоне,
тексты из документации к проектам и пресс-информация о них.
|