О ВЫСТАВКЕ
Развитие Москвы долгое время шло
по принципу опозиции центра и всего остального. Это привело к некоторым
перекосам в качестве жизни людей: большинство населения работает и отдыхает
в центре, а живет где-то еще. Так было не всегда; например, Шаболовка
в 20-е годы начала застраиваться как район нового типа, как единое целое:
удобное жилье недалеко от места работы, здесь же рабочие клубы, школы,
бани, крематорий, здесь же музыка во дворах по вечерам, и т.п.

Современная урбанистика снова предполагает развитие каждой части города
как гармоничного единства, где человек находится не только по экономической
необходимости, но и потому, что там есть все необходимое для жизни.
Но теперь речь идет не только о строительстве
инфраструктуры, но и о реконструкция коллективной и частной истории
этого пространства, а также его мифологии.

Общая история района создается из частных
историй людей, его населяющих, из их знаний о районе, из их отношения
к нему, из их страхов и надежд. Художественное осмысление наиболее ярких
и удивительных мест и историй (реальных или воображаемых, частных или
коллективных) – и есть процесс создания исторического контекста, основываясь
на котором, можно осмыслить район как место уникальное, частное, отличное
от всех прочих.
За последнее столетие образ Шаболовки
претерпел значительные изменения.
В 20-х годах подмосковная деревня превратилась
в площадку для экспериментов прогрессивных групп архитекторов. Место
заключения патриарха Тихона, Донской монастырь, дал кров рабочим с окрестных
фабрик. Трамвайное депо имени Апакова, когда-то снаряжавшее революционный
бронированный вагон, стало местом знакомства любящей пары. В тихом упорядоченном
районе молодежного жилищного кооператива раздавались звуки выстрелов
криминальных разборок
1990-x.

Жизнь перетасовала соседей; поменялось
назначение рабочих и административных помещений, торговых точек; много
раз менялись привычные проторенные дорожки к остановкам транспорта и
магазинам; навсегда исчезли не подлежащие документации запахи и звуки.
- Какие события и превращения остались
в памяти у жителей, какие придуманные образы принимаются со временем
за «истинную историю»?
- Как отражена Шаболовка в СМИ, книгах,
мемуарах и кинохронике?
- Как осваивают район новые жители
и новые компании, пришедшие на смены фабрикам?
- Из чего соткана эмоциональная топография
района, что чувствуют в одном и том же месте разные люди, и что они
знают о нем?
Проект «Топография счастья» ищет ответы
на эти вопросы.
В день открытия, 25 февраля в 17:00
начинает работу "Передвижная студия "Портрет
горожанина".
Над проектом работали:
Андрей Черкасов&Екатерина Соколова, Дмитрий Венков, Ольга Дмитриева,
Таша Абрамова, Ирина Иванникова (медиа-художники), Лариса Гринберг (куратор),
Анна Селянина (куратор), Дмитрий Кавко(дизайн), Дарья Зуева (социолог),
Илья Малков (краевед).
Организаторы: Объединение
"Выставочные залы Москвы", галерея "На Шаболовке".
Проект реализуется при финансовой поддержке
Департамента культуры города Москвы и организационной поддержке ГБУК
г. Москвы "Московское агентство по развитию территорий средствами
культуры "МосАРТ" 01
Партнеры проекта: Документальный Дом
"Первое Кино", Проектное бюро "Урбан стрит 14",
Флешмоб "Портрет горожанина".
|