- Как появилась идея конкурса? Почему
субмарина, а не другой военный объект и отчего именно Акула?
- Идея конкурса появилась совершенно спонтанно. Однажды мы натолкнулись
на статью об утилизации самых больших в мире атомных подводных лодок
- субмарин проекта 941 "Акула", которые являются чудом советской
инженерной мысли и достигают более 170 метров в длину. Таким образом,
если ее поставить вертикально, то она будет высотой со здание МИДа в
Москве. Колоссальные габариты! И поэтому мысль о том, что всего лишь
через два года все эти гиганты будут утилизированы, не давала нам покоя.
Оказалось, что ещё в начале 90-х конструкторское бюро "Рубин"
разрабатывало проекты трансформации подводных лодок класса "Акула"
в транспортные суда, но из-за отсутствия финансирования все работы по
этим проектам были прекращены. И мы решили, что надо привлечь архитекторов
и дизайнеров к дискуссии на тему трансформации самых больших в мире
подводных лодок, которые имеют невероятный потенциал. Это и стало основой
данного конкурса.
- Проект-победитель будет иметь реальные перспективы быть воплощённым
в жизнь?
- Мы ещё этого не знаем, но мы активно прорабатываем различные варианты.
Мы начали с организации выставки в России, чтобы узнать, каким будет
общественное мнение. Это наш пилотный проект, реализованный без какой
бы то ни было поддержки, и нам интересно мнение как специалистов, так
и обычных людей. Но с главной задачей мы все-же справились - мы обратили
внимание на эту проблему и предложили альтернативные варианты ее решения.

На вопросы интервью
отвечает Владимир Коновалов - генеральный директор компании Matterbetter.
- То есть
итоги международного конкурса подводятся именно в России, потому что
именно жителям России эта тема ближе всего?
- Да. Подлодки- российские и базируются в Западной Лице. Их дальнейшая
судьба будет решена Российским Министерством Обороны или Правительством.
Именно поэтому для нас было чрезвычайно важно провести первую выставку
в России и заявить о том, что могут быть альтернативы утилизации и представить
их нашей публике.
Еще одной причиной организации первой выставки в России является образовательная
составляющая. По итогам конкурса мы можем говорить о совсем скромном
количестве участников из стран бывшего Советского Союза, что не может
не огорчать, особенно по сравнению с количеством ребят из США, Канады,
Италии, Китая и даже Новой Зеландии. В России очень много талантливых
ребят, и поэтому выставка в Москве дает возможность многим узнать о
таких конкурсах, а так же о существовании таких уникальных инженерных
сооружений - подводных лодках класса "Акула".
Также мы будем предоставлять студентам (МГХПА) им. С.Г. Строганова бесплатные
квоты на участие в следующем конкурсе. Порядка 50 студентов получат
шанс попробовать себя на международном уровне. Предположительная дата
начала следующего конкурса - сентябрь.
- Сколько лодок сейчас осталось, и все ли они будут трансформированы
в мирные объекты?
- Сейчас подлодок класса "Акула" осталось три: две в резерве
и одна была модернизирована для испытания баллистических ракет "Булава".
Но после 2017-2019 годов все три лодки точно оправят на утилизацию,
то есть самые большие в мире подводные лодки пойдут "на иголки".
- То есть основная идея конкурса - сохранить уникальное инженерно-техническое
сооружение, приспособив его к нуждам мирной жизни?
- Да. Для нас было интересно сохранить подлодку как, повторюсь, подлинное
чудо инженерно-технической мысли, но изменить её функцию. Это перерождение
военного объекта в объект мирный, которое было бы очень интересно как
архитекторам и дизайнерам, так и общественности.
- Сколько может стоить реализация одного из конкурсных
проектов, в то время как утилизация лодки стоит около 10 млн. $?
- В первую очередь следует понять, что утилизация сама по себе не приносит
прибыли и представляет собой невероятно трудоемкий и сложный процесс,
который занимает длительное время. Но перерождение подводной лодки и
придание ей дополнительных функций может быть интересным как с культурной,
так и с экономической точки зрения. Трансформация самой большой в мире
подводной лодки может стать интересным инвестиционным проектом. Утилизация,
сама по себе, не выгодна никому. А перерождение - это шанс. И такой
шанс, даже в возможно не самых лучших экономических условиях, все-равно
надо использовать. Потенциал есть, и он огромный. Именно поэтому мы
просили участников конкурса не зацикливаться на экономической стороне
проектов. Каждое из предложений имеет свой потенциал для роста и инвестиций.
Поэтому предоставленные на конкурс проекты очень разнообразны - от жилья
до Ноева ковчега, и каждый из них интересен по-своему.
- Какова вероятность того, что проекты дизайнеров и архитекторов,
принявших участие в конкурсе, будут воплощены?
- Мы знаем, что обычно Министерство Обороны - очень консервативная структура.
Они достаточно закрыты для инициатив, но показав им реальные проекты
и описав возможности трансформации лодки, мы имеем уже большую вероятность
быть услышанными. Идея - это интересно, но увидеть проекты своими глазами
- совершенно другое дело. Оценить реальную возможность трансформации
подлодки в тот или иной объект могут только специалисты, и для нас очень
важно сейчас начать разговор, общественную дискуссию на эту тему. Если
не будет дискуссии - ничего не произойдёт. Но если этой темой заинтересуются
влиятельные люди, то появляется шанс действительно что-то сделать. Наша
миссия сейчас - начать диалог. Мы открыты для любых дискуссий, критики,
советов, рекомендаций. Сейчас мы сделали максимум, чтобы показать людям,
что можно сделать и доказать, что говорить об этом стоит.
Дарья Полозкова, куратор
выставки, компания Art Globe.
|