О ПРОГРАММЕ
Если верить научным прогнозам, в недалеком будущем человечество окажется
в ситуации, когда темпы научного прогресса станут настолько быстрыми,
что их невозможно будет осмыслить. Отголоски этого будущего мы испытываем
на себе уже сегодня. Реальность превращается в набор разрозненных конструкций,
которые рождают у каждого конкретного человека свою картину мира. Эта
разобщенность приводит к состоянию тотальной неопределенности. В проекте
Александра Примайченко видео, фотоколлажи и объекты из воска образуют
альтернативное пространство, задуманное как место возможной связи —
настоящего, прошлого и будущего.

В центре выставки видео Dreamscape: интерпретация фоторомана "Взлетная
полоса", снятого в начале 60-х одним из главных документалистов
XX века, французским режиссером Крисом Маркером. Это история мира после
III мировой войны. Люди, вынужденные жить в подземелье, создают устройство,
способное переместить их в прошлое. Главный герой — подопытный, на котором
тестируется новая технология. С помощью прибора он погружается в воспоминания,
пытаясь из осколков памяти собрать образ прошлого. Его цель — восстановить
связи между отрывочными фрагментами сознания и наметить путь для человечества,
оказавшегося в плену катастрофического настоящего. Такой же прибор,
шлем виртуальной реальности, воссоздает в своем видео Александр Приймаченко.
Его герой раз за разом погружается в разрушенный игровой 3D-мир. Путешествие
сопровождается вставками воспоминаний из детства. Герой с трудом совмещает
пласты разрозненного опыта, его личность — на грани растворения. Пути
к ясному пониманию действительности максимально размыты.

Александр Приймаченко неслучайно берет за основу короткометражного фильма
видеоигру. Разрозненность — одно из условий виртуальной реальности.
Игры создаются как набор уровней, которые выстраиваются определенным
образом. "Тебе кажется, что ты все понимаешь, а потом ты проваливаешься
сквозь стену, и все развалилось", — объясняет художник. В то же
время игры — это элемент действительности, инструмент, позволяющий отстраненно
наблюдать за ситуациями, создавать новые и погружать в них других людей.
Мир Dreamscape пересекает границы виртуальной реальности и находит материальное
воплощение в пространстве выставки. Его осколки запечатлены в серии
напечатанных на акриле фотоколлажах и восковых объектах. В основе коллажей
— документальные фотографии, сделанные в одном из спальных районов Москвы.
На снимках артефакты окружающей среды, которые привлекли внимание художника.
В процессе обработки к ним добавились силуэты из игр: очертания домов,
разрозненные линии, персонажи, застывшие в неестественных позах. В коллажах
бытовая окружающая среда сливается с воображаемыми образами, образуя
единое целое.

Кроме пейзажей, из цифрового мира в настоящее проникают игровые предметы:
пузырек с таблетками "Здоровье" и контейнеры с патронами.
Превращение стерильных 3D-объектов в реальные сопровождается деформацией.
Выбранный в качестве материала воск помогает воссоздать процесс перехода
из одного измерения в другое.
"Воск кажется мне очень физическим материалом, ощутимым, наиболее
близким к плоти. Он выглядит, как тело. Это что-то более близкое нам,
чем металл или пластик, что-то более ощутимое. Интересно было выбрать
именно воск для разговора о пересечении разных слоев действительности
и несуществующее воплотить в таком предельно физическом, органическом
материале", — рассказывает Александр Приймаченко.
Safe House — место, где цифровые миры находят свое материальное воплощение.
Вход свободный.

|