О ВЫСТАВКЕ
Иероним Босх — великий и загадочный — покинул этот мир
ровно 500 лет назад. Неудивительно, что 2016 год в Европе объявлен годом
Босха. По такому случаю крупнейшие выставки работ самого Босха и современных
мастеров, вдохновленных неразгаданными символами и тайнами его творчества
пройдут на родине художника, в Хертогенбосе (Нидерланды) и других городах
Европы. Одним из главных мероприятий, посвященных году Босха в нашей
стране станет мультимедийная выставка "БОСХ. Ожившие видения".

"Удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные",
- сказал о картинах Босха другой голландец, современник живописца и
автор "Книги о художниках" Карл ван Мандер. Странные, непонятные,
пугающие - эпитеты чаще других встречающиеся при упоминании произведений
Босха. Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека, обрели
плоть в его работах. Не случайно картина "Сад земных наслаждений",
изображающая человечество, пойманное в ловушку своих грехов и впитавшая
атмосферу эпохи, стала символом Средневековья.
 |
 |
Босх считается автором примерно 30 произведений, но подписаны автором
лишь семь из них. Ни у одной из картин нет названия, присвоенного ей
самим Босхом. Все они придуманы позже исследователями его творчества.
О его жизни известно и того меньше — происходил из семьи потомственных
художников, выгодно женился, не имел детей, состоял в религиозной организации
— Братство Девы Марии. Кто же такой Иероним Босх? Одни считают его сюрреалистом,
называя "почетным профессором кошмаров". Другие утверждают,
что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов и колдунов
той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных
сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком.

В аванзале выставки "БОСХ. Ожившие видения" создатели постарались
собрать всю имеющуюся информацию о жизни и творчестве Босха, включая
самые невероятные версии. А мультимедийная часть — это настоящий карнавал
ужасных и одновременно притягательных образов живописца. Можно бесконечно
смотреть на этот фантасмагоричный мир скользких гадов, пузатых чудовищ,
рыб с человеческими ногами, людей с бочками вместо животов, паукообразных
существ. В них, по замечанию историка искусства Льва Любимова, "мерзость
сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг
жутко-пленительной. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных
гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная
внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись!"
|