О ВЫСТАВКЕ
"Напоказ" – вызывающе дорого и помпезно – таким кружево
предстает в XVIII веке, когда новый, стремительно набирающий популярность
вид декоративо-прикладного искусства входит в быт царских фамилий,
церковного духовенства и высших военных чинов. "Напоказ"
– откровенно, на пределе чувственности – в эпоху будуаров и вовлечения
искусства в мир интимной моды на рубеже XIX-XX вв. "Напоказ"
- это и соцзаказ молодого СССР, когда мастерицы Вологды, Ельца
или Рязани из тончайших нитей выплетали невообразимые по масштабам
пяти-, шестиметровые кружевные панно для всероссийских выставок,
призванных демонстрировать устремления страны в освоении космоса
и строительстве "светлого пути". Наконец, "на показ"
– в контексте "высокой моды" второй половины ХХ века,
с переносом традиционной техники кружевоплетения на подиум и завоеванием
массового потребителя.
Проект представит более 300 произведений, созданных в России
и Западной Европе в XVIII-XXI вв. – от первых образцов металлического
кружева для костюма высшей знати до современных интерпретаций
коклюшечного искусства в духе "готического шика" и экспериментальных
проектов современных дизайнеров.
Выставка располагается в семи залах ВМДПНИ, на площади 600 кв.м.
Участие в проекте принимают крупнейшие музеи, среди которых –
Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник
"Царицыно", Московский музей-усадьба "Останкино",
"Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени",
галерея "Три века" и частные коллекции, а также "Alexandre
Vassiliev foundation", предоставивший около тридцати редчайших
образцов кружева, аксессуаров и модного костюма Западной Европы
и России.
|
|
Отдельного внимания достойны костюмы, белье и аксессуары различных
исторических периодов, в том числе: образцы кружева Мариинской школы,
основанной в Санкт-Петербурге в 1883 году С.А. Давыдовой, вечерние и
чайные платья эпохи модерна, матине (фр. matinee) XIX века – женская
утренняя одежда из тончайшего кружева в сочетании с шелком, предназначенная
для чтения в постели, фильдеперсовые французские чулки и подвязки с
ажурными прошивками (непарные, потому что один чулок дама обычно дарила
своему воздыхателю по его просьбе), веер шинуазри из собрания Министра
культуры СССР Е. А. Фурцевой – единственный, чудом уцелевший в её квартире,
платья Модных домов Франции и СССР 1960-1980-х годов и многое другое.
Дополняют экспозицию аксессуары XIX века – разнообразные веера, мушечницы,
перчатки, бинокли, флаконы для парфюмерии и другие предметы. За каждым
из экспонатов открывается не просто "provenance", но и история
целой эпохи.
Более ста предметов из запасников представит ВМДПНИ. Центральное место
среди них занимают кружевные панно 1930-1960-х годов с социально-политическими
сюжетами. Нигде в мире не существует аналогов "идеологизированног"»
кружевоплетения, с уникальными сюжетными композициями, призывающими
к строительству новой жизни – организации колхозов, развитию промышленности,
освоению космоса.
Помимо многочисленных примеров кружева на выставке будут представлены
живописные полотна XVIII – XX веков, редкие фотографии, графика и кинохроника,
отражающие символизм и использование кружева в разные периоды российской
и зарубежной истории.

Особое внимание уделено шедеврам живописи из собрания Государственной
Третьяковской галереи – женские образы в кружевах, запечатленные на
полотнах К.П. Брюллова, Н.И. Аргунова, В.Г. Худякова, Н.Н. Ге, Г.С.
Седова, Ю.И. Пименова, а также знаменитые "Испанка в белом"
Н.С. Гончаровой и "Кружевница" В.А. Тропинина.
Поклонникам глянцевых изданий будет интересно увидеть, как выглядели
самые известные журналы мод 150 лет назад. К примеру, цветные "вклейки"
– литографии из журналов "Bazar" 1885-1889 годов, демонстрирующие
моду для дам, собирающихся посетить выставку, оперу или съездить на
курорт.
В завершении экспозиции зрители увидят радикальные объекты Ольги Берг,
бунтарский дух которых переворачивает представление о возможностях старинной
технологии коклюшечного кружева.
Выставка условно разделена на семь тематических блоков, взаимосвязанных
между собой: появление кружева, возникновение ремесла, триумф кружева
– мода XIX века, будуар, кружево в СССР в 30-50-х гг., кружево в домах
моделей и советском дизайне 60-70-х гг., спецпроекты о современном дизайне,
моде и экспериментальные проекты.
В некоторые дни посетители увидят перформансы, на протяжении которых
девушки-кружевницы в пространстве выставки будут плести авторские панно.
Планируются и отдельные спецпроекты с крупных мировыми институциями
и музеями, такими как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей прикладного
искусства (MAK) в Вене, культурными центрами при посольствах зарубежных
стран в Москве, ведущими вузами, а также историками моды и известными
дизайнерами, в том числе Александром Васильевым и Ольгой Берг. В рамках
выставки также пройдет масштабная программа мероприятий, информация
о которых будет опубликована на сайте и в социальных сетях Музея.
Проект является центральным событием Года кружева, который Всероссийский
музей декоративно-прикладного и народного искусства проводит в рамках
стратегической программы "Достояние России. Традиции для будущего",
направленной на развитие и поддержку художественных промыслов России.
Открытие выставки 25 марта в 19:00
|