Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Выставка "Создания руки, резцом вооруженной... Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века"

 
 
Выставка "Создания руки, резцом вооруженной…Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века"
С 27 февраля по 22 мая 2016 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа проходит выставка ""Создания руки, резцом вооруженной... Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века".
 
 

О ВЫСТАВКЕ

Выставка знакомит с великолепными скульптурными произведениями, украшавшими покои императорских и великокняжеских дворцов, личные комнаты петербуржцев в XIX веке. Неотъемлемой частью экспозиции являются акварели дворцовых интерьеров с изображениями этих скульптурных работ, созданные художниками XIX столетия. Всего представлено свыше 70 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа (более 30 скульптур и 40 акварелей).

Выставка "Создания руки, резцом вооруженной…Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века"
Фото: hermitagemuseum.org

С начала XIX века в убранстве личных покоев императорских и великокняжеских дворцов, частных домов все чаще начали использовать скульптурные произведения. Портретные бюсты и статуи, группы на мифологические и аллегорические сюжеты, созданные в самых разных материалах, мелкая бронзовая пластика украшали гостиные, кабинеты, библиотеки, зимние сады. Скульптура постепенно превратилась в неотъемлемую часть изысканного петербургского интерьера. По своему художественному уровню многие из этих мраморных статуй и групп не уступали экспонатам, выставленным в то время в Императорском Эрмитаже, но были известны лишь узкому кругу жителей русской столицы. Так, например, в 1802 году статуя «Амур» и группа «Амур и Психея» работы Антонио Кановы были доставлены князю Николаю Борисовичу Юсупову в его дворец на Фонтанке, а в 1815 император Александр I приобрел четыре произведения итальянского мастера для эрмитажного собрания.

Помимо работ Антонио Кановы (1757-1822) и Бертеля Торвальдсена (1770-1844), самых знаменитых скульпторов эпохи неоклассицизма, во дворцах Петербурга хранились произведения их талантливых учеников и последователей - Пьетро Тенерани (1789-1869) и Луиджи Бьенеме (1795-1878), Ринальдо Ринальди (1793-1873) и Джона Гибсона (1790-1866), Христиана Даниэля Рауха (1777-1857) и Эмиля Вольфа (1802-1879), Бориса Орловского (1797-1837), Александра Логановского (1812-1855) и многих других прославленных западноевропейских и русских мастеров XIX века.

Выставка "Создания руки, резцом вооруженной…Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века"
Фото: hermitagemuseum.org

Статуи и скульптурные группы, принадлежавшие членам императорской семьи и петербургской знати, в середине XIX века чаще всего покупались в Италии и Германии. Именно в этих странах император Николай I приобретал "новейшую" скульптуру, как для Нового Эрмитажа, так и для подарков. Среди них "Данаида", созданная в 1839 году скульптором Х.Д. Раухом, и подаренная в 1840 году императрице Александре Федоровне Николаем I. В экспозицию включены скульптурные произведения, специально заказанные и приобретенные в 1838-1839 годах в Италии для коллекции наследника русского престола великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), а также купленная в 1859 году уже для его сына великого князя Николая Александровича скульптура "Амур с атрибутами Геркулеса" работы Эмиля Вольфа.

Интересна судьба статуи императрицы Александры Федоровны, созданной по специальному заказу императора Николая I. Утраченную после пожара Зимнего дворца в 1837 году скульптуру работы Карла Фридриха Вихмана (1775-1836) вновь воссоздал русский скульптор Дмитрий Савельевич Савельев в 1840 году.

Мариинский дворец, принадлежавший семье великой княгини Марии Николаевны, старшей дочери Николая I, украшали мраморные произведения А. Кановы, Х.Д. Рауха, Э. Вольфа и других скульпторов XIX века.

В особняке А.Л. Штиглица на Английской набережной можно было видеть работы прославленных мастеров – Б. Торвальдсена, Э. Вольфа, Л. Бьенеме. На выставке демонстрируется мраморная группа "Фетида" (скульптор Эмиль Вольф), принадлежавшая в 1870-ые годы барону А.Л. Штиглицу и украшавшая гостиную его особняка на Английской набережной.

Представленный на выставке бюст "Фавн", был привезен в Санкт-Петербург в начале 1830-х годов, тогда он считался работой Микеланджело (ныне приписывается его современнику Баччо Бандинелли). Сменив в Петербурге несколько владельцев, "Фавн" в 1860-х годах оказался в доме графа П.С. Строганова, в 1912 году по его завещанию поступил в Эрмитаж.

Выставка "Создания руки, резцом вооруженной…Скульптура в убранстве петербургских дворцов XIX века"
Фото: hermitagemuseum.org

Акварели Эдуарда Гау, Константина Ухтомского, Луиджи Премацци, Ивана Вольского и Жюля Мейблюма, запечатлевших покои Зимнего, Михайловского, Мариинского, Ново-Михайловского дворцов, апартаменты дома графа П.С. Строганова и особняка барона А.Л. Штиглица, позволяют сегодня увидеть утраченные или недоступные интерьеры, а также судить о количестве и разнообразии скульптуры и о вариантах ее размещения в интерьерах XIX века.

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства (Сергей Олегович Андросов, Заведующий отделом, доктор искусствоведения), кураторы выставки: Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения и Екатерина Михайловна Орехова, младший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «”СОЗДАНИЯ РУКИ, РЕЗЦОМ ВООРУЖЕННОЙ…” СКУЛЬПТУРА В УБРАНСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ДВОРЦОВ XIX ВЕКА». (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год). Авторы каталожных описаний сотрудники Государственного Эрмитажа: С.О. Андросов, М.О. Дединкин, Е.И. Карчёва, Е.М. Орехова, А.В. Соловьёв, И.О. Сычёв, Э.А. Тарасова.

 

Контакты:

Тел: +7 (812) 570-47-58
E-mail:
chancery@hermitage.ru

 
 

Адрес:

Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34

 
Сайт: www.hermitagemuseum.org
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru