О ЛЕКЦИИ
Сталинское монументальное искусство было одним из главных способов
конструирования "фасада" социализма, якобы построенного в
отдельно взятой стране. Оно преследовало пропагандистские задачи, в
том числе, задачи создания целостной иллюзии, которая, среди прочего,
реабилитировала некоторые категории ушедшей эстетики. К примеру, понятие
прекрасного как идеального, как образца, с которым мог бы соотнести
себя советский гражданин. Или же понятие возвышенного, как чего-то превосходящего
индивидуальное сознание – как, например, пафос имперской государственной
власти.

Фото с ресурса wikipedia.org
В то же время, методы изготовления и распространения сталинского монументального
искусства отвечали новой технической, а также медийной реальности общества.
В этом оно отчасти следовало идеям авангарда. Возможность серийного
воспроизводства изменила статус произведения искусства. Размещение монументалистики
в пространстве оказалось привязано к новым общественным узлам и артериям,
в частности, транспортным. Наблюдая за соединением этих аспектов, мы
видим особенности иерархического зонирования пространств, характерного
для сталинской культуры.
Глеб Напреенко — историк искусства, художественный
критик. Родился в 1989 году в Москве. В 2015 году окончил отделение
истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова.
В 2012-2013 гг. — редактор журнала "Артхроника". В 2013 г.
стал одним из редакторов сайта openleft.ru. В качестве автора сотрудничал
с сайтами colta.ru, artchronika.ru, "Художественным журналом",
журналами "Артхроника", "Искусство" и "Диалог
искусств". Читает лекции по истории и теории искусства XX века.
|