|
|
|
|
||||||||
|
|||||||||
Что такое качественная плитка, как ее использовать и что о ней стоит знать архитекторам - об этом подробно говорили на конференции "Рынок тротуарной плитки России", организованной Ассоциацией производителей мелкоштучных бетонных изделий. Это объединение крупных производителей плитки, в числе которых ГК "BRAER", ГК "Выбор", "Каменный век" и "Shteingot".
Интерес к тротуарной плитке в России возник не так уж давно. По сравнению с европейскими странами, ее по-прежнему производят мало. Около 120 крупных заводов выпускают 0,27 кв. метра плитки на 1 человека в год, тогда как в Европе делают 1-2 кв. м на человека в год. Производителей с современным оборудованием пока мало, технологичное сырье везут из других стран. "В России только один производитель белого цемента - в Московской области. И он не покрывает четверти потребностей рынка", - рассказал гендиректор группы компаний "Выбор" Евгений Пашко. В технологическом смысле российский потребитель часто получает товар, который в Западной Европе был актуальным в 1970-80 годах. А у самой простой плитки, мелкоштучной серого цвета (ее делают практически все), большие проблемы с качеством. "Дискредитируется само понятие "тротуарная плитка". Производители утверждают, что у них качественная плитка, при этом ссылаются на откровенно купленный за 50 тысяч рублей сертификат "ГОСТ Р" и активно вводят потребителей в заблуждение", - сообщил гендиректор компании "Каменный век" Лев Антонов.
Заводы, которые делают серую плитку качественно, производят ее без прибыли или себе в убыток. Особенно в московском регионе, где высокая конкуренция. Поэтому чтобы развивать отрасль, нужно переходить на другую продукцию - современную и технологичную. Это продукты с сочетанием разных цветов, крупноформатные плиты размером 600 на 300 см и 900 на 900 см. Или тротуарная плитка с крошкой из натурального камня - аналог гранита. Крошка отмывается, прочищается сжатым воздухом, и визуально получается тот же самый гранит. У таких продуктов высокая рентабельность, потому что заводы берут на себя риски, пробуют новые технологии, ставят новое оборудование. Заводам производить такую плитку выгодно, а для заказчиков она дешевле, чем натуральный камень. "Стоимость квадратного метра гранита, который лежит на городских улицах - порядка 6 тысяч рублей за кв. метр. Стоимость максимально премиального продукта, производимого внутри ассоциации, не более 1,5 тысяч рублей. Добавим к этому, что тротуарная плитка за счет технологичности в 2 раза дешевле в монтаже, и получаем 5-6-кратную экономию бюджетных средств", - подсчитал Лев Антонов.
Чтобы расширить применение современных материалов, недостаточно обновлять оборудование. Нужно осовременить технологические нормативы - прежде всего, основной для отрасли ГОСТ. Этой теме посвятили вторую секцию конференции. Старый ГОСТ 17608 принят в 1991 году и не отвечает современным реалиям. Достаточно сказать, что он ориентирован на плиты, изготовленные по вибролитьевой технологии, а сейчас большая часть продукции выпускается методом вибропрессования. Другие документы, касающиеся плитки, понемногу обновляют: например, в Петербурге уже начинают применять стандарт СТО для вибропрессованной плитки. Но ГОСТ - а это обязательный нормативный документ для госзаказов, на которые приходится от половины до трех четвертей всех закупок плитки в России, - остается прежним. Обновленный ГОСТ уже разработан ассоциацией, возможно, он вступит в силу в этом году. Но трудные места нового документа предложили еще раз обсудить на конференции. Большие споры вызвали, например, требования к морозостокости. Недостаточная морозостойкость бетона - главная причина разрушения плитки. Когда бетон замерзает в водонасыщенном состоянии, и, вдобавок, насыщен солью из противогололедными реагентами, его разрушение ускоряется в 4-5 раз. Требования по морозостойкости в новом ГОСТе высокие, но их решили не менять. "Мы долго обсуждали этот вопрос и сошлись на том, что производитель не знает, куда попадет его плитка. Не исключено, что ее сделают на юге, а уложат в Москве или севернее. Поэтому мы остановились на высоких требованиях. У нас и брызги на тротуары, и в Москве прямо из подъезда выходишь - и везде соль. Не будет бетон низкого класса стоять в таких условиях", - ответила на возражения коллег сотрудник НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, один из разработчиков нового ГОСТа к.т.н. Галина Чехий. Еще одна проблема - высолы на плитке из-за высокого содержания щелочей в сырье. Из-за них плитка покрывается белым налетом, которым часто недовольны жители городов. "Основное количество претензий к производителям, во всяком случае у нас на Юге России - по высолам", - рассказала замдиректора по качеству ГК "Выбор" Галина Кочубей. По новому ГОСТу высолы допустимы, если они не влияют на другие свойства плитки и удаляются атмосферными осадками. Часть участников конференции просила изменить формулировку и записать, что высолы не являются техническим дефектом в принципе, но разработчики выступили против. "Высолы бывают разные. Я много раз приезжала на объекты. Иногда понимаешь потребителя: ну что это такое, высолы можно собрать шпателем. А бывает налет какой-то, но его даже не соберешь. Говорят: "Надо судиться?" Я говорю: "Не надо, подождите, следующей весной они у вас исчезнут". И они исчезают. Сам состав высолов может быть разным. Одни смываются только холодной водой, другие - горячей. Поэтому мы не можем записать в ГОСТе, что они не дефект", - подытожила Галина Чехий.
Производить долговечную плитку мало, ее нужно правильно укладывать - чтобы не было случаев, когда улицу замостили осенью, а уже весной на ней появились ямы. Этой теме посвятили третью сессию конференции. В основном обсуждали Москву, именно здесь самые громкие проекты по благоустройству, и они вызывают самые большие возражения у жителей. О нарушениях при укладке плитки в столице рассказал главный архитектор "Проектирования ландшафтных объектов", научный руководитель проекта реставрации ВДНХ, куратор программы "Народный парк" Андрей Коровянский. По его словам, для начала, в Москве перед благоустройством не проводят геологических исследований. Или делают один геологический разрез и исходят из полученных данных, тогда как они на одной и той же улице могут сильно меняться. Еще плитку часто кладут прямо на куски старого асфальта, а иногда замешивают в него строительный мусор. Такое основание не держит плитку, и образуются ямы. По информации Андрея Коровянского, даже у Детского мира есть места, где сверху на старый асфальт засыпаны песок и немного щебня.
В Москве часто используют некачественный песок - он плохо дренирует, под плиткой остается вода, зимой она замерзает, и лед ломает покрытие. Есть проблемы с качеством рабочих. "У нас кто идет в разнорабочие? Это или люди с низким образованием, или те, кто отсидел. У нас были бригады, в которых из десяти человек восемь сидело, объяснить им про движение почвы - практически невозможно", - пожаловался Андрей Коровянский. Наконец, часто ошибаются неопытные архитекторы. Когда они делают проект, не учитывают междуплиточные швы. В итоге на чертежах тротуары аккуратные, их ширина ровно три или четыре метра. А когда рабочие уже уложили бордюры и выкладывают дорожку, оказывается, что все нужно переделывать: конструкция не складывается из-за расстояния между плитками.
- Насколько ассоциация за этот год продвинулась
в работе? Что касается дальнейшего, мы поставили себе много разных задач. Начиная от сертификации и заканчивая мастер-классами, работой с архитекторами и ландшафтными дизайнерами и популяризацией плитки премиум-класса. Среди наших задач - поиск и налаживание контактов с российскими и зарубежными производителями оборудования, комплектующих и поставщиками сырья. Для реализации данной задачи в этом году запланирован ряд мероприятий - в том числе выездные заседания на производствах. Еще мы проводим маркетинговые исследования на рынке мелкоштучных бетонных изделий. Определяем перспективы и потребности развития отрасли. В Росстате информация о нашем рынке, мягко говоря, неактуальная, и мы анализируем рынок самостоятельно. Для этого мы создали рабочую группу №2, в состав которой будут входить маркетологи и аналитики компаний-членов ассоциации, которые как раз будут заниматься исследованием. Представители ассоциации входят в состав научно-технического совета при Министерстве промышленности и торговли. Также мы входим в состав экспертной группы Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной думы. В перспективе мы с научным техническим советом при Минпромторге намерены заниматься обязательной сертификацией продукции в нашей отрасли. В марте 2016 года вступила в силу обязательная сертификация цементов, сейчас ведется работа, чтобы включить в перечень обязательной сертификации другие отрасли ПСМ (промышленности строительных материалов). Мы будем очень четко действовать в этом направлении и планируем включить производство мелкоштучных бетонных изделий в перечень обязательных для сертификации. Это делается для того, чтобы повысить качество выпускаемой продукции. - Планируете ли вы расширять количество членов? - Одна из важных задач этой конференции - привлечение новых членов в ассоциацию. Скорее всего, еще немногие знают, что уже есть ассоциация федерального уровня, и мы будем об этом говорить, мы всех приглашаем принять участие в нашей ассоциации. - Тема тротуарной плитки
по большей части московская и петербургская. Вы чувствуете интерес к
ней в других регионах? - Экономическая ситуация
не помешает?
|
|||||||||
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||