Откликнувшись на призыв куратора Алехандро
Аравены показать, как архитектура может решать не только художественные,
но также политические, социальные экологические задачи, участники 15-й
Международной архитектурной биеннале говорили в основном об экономии,
борьбе с кризисными явлениями, строительстве массового жилья. Экспозиции
большинства стран получились максимально простыми и экономичными, сходу
давая понять посетителям, что пришло время сфокусироваться на архитектуре
чрезвычайных ситуаций, когда имеешь дело с жестким дефицитом времени
и ресурсов.

Фото@Буланов
В этом смысле экспозиция Российского павильона, посвящённая ВДНХ, оказалась
в стороне от общего тренда. Однако, она как нельзя лучше отвечает на
запрос биеннале про "репортаж с линии фронта", считает
Сергей Кузнецов.
"Культура города определяет в большей степени его границы,
чем административные и физические барьеры, и во время подготовки к биеннале
нам казалось, что отвоевание культуры со знаком "плюс" у культуры
со знаком "минус" является той линией фронта, которая сейчас
проходит в архитектуре, по крайней мере в российской. Биеннале продемонстрировала,
что есть некая противофаза взглядов продвинутой европейской общественности
и взглядов внутри России. Когда у нас была гонка за дешевым, массовым
жильём, строились «хрущевки» и появлялись спальные районы, вся Европа
была озабочена улучшением качества жизни. Сейчас, когда мы сделали ставку
на комфортабельность, стали развивать городские пространства, занялись
благоустройством, реализовываем такие культурно-развлекательные проекты
как ВДНХ, в других национальных павильонах представлены идеи вроде коммунального
общежития, сборных домов и прочего".

Фото@Буланов
Действительно, тема доступности жилья оказалось для многих стран животрепещущей.
Испанцы, экспозицию которых жюри признало лучшей среди национальных
павильонов, предложили различные варианты того, как осваивать долгострои,
и рассказали, как заставить служить повседневным нуждам совершенно не
приспособленные для этого пространства. А в Великобритании, например,
жилищный кризис в крупных городах достиг таких масштабов, что люди вынуждены
арендовать малогабаритные квартиры, не имея возможности купить собственную.
На экспозиции британцы представили концептуальные прототипы жилищ: надувные
дома-шары, деревянные жилые ячейки, которыми можно заполнить старые
большие квартиры, квартиры с общими для всех жильцов шкафами, кухнями
и прочим. "Уверен, если бы сегодня выставились на биеннале наши
архитекторы с проектами 60-х годов, здесь был бы настоящий фурор. Такие
максимально упрощенные районы вроде Новых Черемушек у нас уже построены,
мы в них живем и вовсе не считаем привлекательными. С точки зрения эстетических
ценностей и понятия о комфорте, это пройденный этап. Европу в таком
масштабе это не коснулось, поэтому они готовы искать прелесть в пустырях
и городских окраинах", - отмечает Сергей Кузнецов.

Фото@Буланов
Можно констатировать, что у России свой собственный цикл развития архитектуры,
в котором нашлось место как социальному жилью, так и национальной широте.
"Почему так мало архитектуры на архитектурной биеннале я и сам,
честно говоря, не понимаю. Мы старались прежде всего насытить пространство
Российского павильона красотой, потому что контакт с архитектурой должен
доставлять визуальное наслаждение. Наша идея была в том, чтобы продемонстрировать
важность не квадратных метров, а ценность городской культуры. Ведь,
если обеспечить тех же мигрантов жилыми ячейками, проблема культурных
различий не будет решена. ВДНХ – это такая огромная объединяющая платформа,
здесь есть музейно-выставочные пространства, парк, развлечения, образовательные
элементы, прекрасная архитектура. Город серьезно вкладывается в развитие
ВДНХ именно для того, чтобы повышать средний уровень общегородской культуры,
объединять людей", - рассказывает главный архитектор.

Фото@Буланов
Создатели выставки расположили экспозицию на двух уровнях. Первый зал
встречает гостей горельефом Вутетича, который был случайно обнаружен
в одном из павильонов ВДНХ во время реставрации. Второй зал посвящен
истории и показывает отдельные артефакты советского времени, воссозданные
группой молодых скульпторов. Среди них – статуи девушек из фонтана "Дружба
народов", скульптура быка из павильона "Мясная промышленность",
уменьшенная копия "Рабочего и колхозницы". На втором этаже
представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной ВДНХ.
Кураторы хотели показать масштаб и красоту комплекса во все времена
года, поэтому видео пришлось снимать целый год. Также на верхнем уровне
посетители могут зайти в "Кабинет исследователя" и "Лабораторию",
где 12 студентов из нескольких стран под руководством урбаниста Винсента
Гуайарта разрабатывали возможные сценарии развития ВДНХ. "Кабинет
исследователя" – это зал, где 90% экспозиции делалось вручную,
тем самым показывая, что есть место и новым идеям, и традициям. В "Лаборатории"
мы представили план ВДНХ в виде материнской платы, что должно показать
наше сегодняшнее отношение к территории ВДНХ, в частности, и к профессии
архитектора вообще. Архитектура сегодня – это не работа застывших форм,
это профессия, постоянно находящаяся внутри в процесса. У зданий есть
hardware, жесткая основа, и софт, который его подпитывает и наполняет
смыслом", – поясняет Кузнецов.
Отвечая на вопросы критиков относительно коммунистической идеологии
ВДНХ, кураторы просят не связывать выставку с каким-то возрождением
советского прошлого, а воспринимать ансамбль исключительно как архитектурный
шедевр и достойный пример преобразования городской среды. Сергей Кузнецов:
"Итальянцы гордятся архитектурой времен Муссолини, хотя не питают
никакой симпатии к самому диктатору. Когда мы познакомили Алехандро
Аравену с темой нашей экспозиции, он пришел в восторг от того, что у
нас есть такое удивительное пространство, и мы придумали, как использовать
его с умом. Да, можно сказать, что отчасти это реклама ВДНХ, но реклама,
как известно, – двигатель прогресса".
|