Проект представили партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building
Workshop Антонио Бельведере, главный архитектор Москвы и куратор секции
Сергей Кузнецов и директор русского фонда "Виктория - искусство
быть современным" (V-A-C) Тереза Иароччи Мавика.

"Этот проект уникальный в том плане, что его полностью делает
частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы-
отличный пример международного культурного диалога. Концепция музея
была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также
научно-методического совета Департамента культурного наследия и была
принципиально одобрена", - отметил Сергей Кузнецов.
В проекте бюро Renzo Piano здание электростанции, построенное в 1904–1907
годах, сохраняется. Центральный неф, или галерея машинного зала - размерами
100х13 метров и высотой в 22 метра - будет полностью открыт и станет
выставочным пространством, как и другие меньшие по размерам помещения
электростанции, которые будут трансформированы в систему экспозиционных
залов.

Антонио Бельведере: "Проект ГЭС-2 предусматривает создание
пространства для людей. Мы не собираемся делать что-то большое и вычурное,
мы хотим, чтобы здание само рассказало свою историю. Начали мы с определения
места, важно, чтобы здание читалось, музей был хорошо виден с набережной.
ТЭЦ ассоциируется с магией машин, с динамикой. Поэтому мы хотели, чтобы
здание продолжало излучать энергетику, но уже культурную, творческую.
Сейчас здание изнутри выглядит как огромный пустой собор. Мы решили
сохранить максимально оригинальное здание, а внутри создать своеобразную
улицу, вдоль которой будут группироваться выставочные пространства."
Что касается материалов, архитекторы решили сыграть на контрастах:
старую отделку дополняет бетон, чтобы четко отделить современное от
прошлого.

"Мы хотим стереть границу между городом и музеем, создать пространство,
демонстрирующее доступность, открытость, прозрачность, сделать такую
"пьяццу" перед фасадом, выходящем к реке, площадь, с которой
люди будут попадать внутрь - прямиком на нашу символическую "улицу".
Также мы открываем все окна, чтобы все здание просматривалась снаружи",
- говорит Антонио Бельведере.
На ГЭС-2 появятся общедоступная библиотека, книжный магазин, кафе,
а также аудитория на 350 мест для проведения разноформатных событий.
"Наш музей - объект в динамике: человек проходит по зданию
и каждый раз видит с его разных ракурсов. Это отражается не только в
архитектуре, но и экспозиции. Музей, в который ты приходишь для того,
чтобы просто на что-то посмотреть, - это устаревшее понятие. Мы же хотим
сделать место, в котором молодежь могла бы в чем-то себя попробовать,
проявить. Куда бы пришел человек, который принципиально не ходит в музеи,
и открыл бы что-то новое для себя", - рассказала Тереза Мавика.

Важной частью проекта также станет небольшой березовый лес из 600 деревьев
рядом с музеем. "Березовая роща будет гармонично выписываться
в окружающую среду и будет служить естественным экраном, отделяющим
эту зону от окружающей застройки. Мы планируем посадить 500-600 деревьев",
- отмечает Антонио Бельведере.
Тема экологии и энергоэффективности пронизывает весь проект. Так, предусматривается
использование солнечных панелей общей площадью 5 тыс. кв.м, которые
позволят сэкономить до мегаватта энергии в день. Кроме того, будут задействованы
и трубы бывшей ТЭЦ - их высота после реконструкции составит 70 метров,
что позволит им осуществлять забор чистого воздуха из атмосферы через
специальные генераторы.

"Я слежу за реализацией данного проекта, очень здорово, что
в городе так активно реновируются промышленные территории. Москва сегодня
- это площадка для реализации самых смелых и дерзких идей. В данном
конкретном проекты мы выиграли дважды. Чтобы сделать музей, нам пришлось
закрыть действующую ТЭЦ, которая обеспечивала электроэнергией ЦАО. Вместо
неё появилась компактная новая энерго точка с самым современным оборудованием.
Кроме того, мы сохраняем уникальный культурный объект, наполняем его
новым смыслом, тем самым, обогащая культурную среду этого района",
- отметил Александр Кибовский, руководитель Департамента культурного
наследия Москвы.
|