|
|
|
|
|||||
|
||||||
Раньше многие люди довольствовались тем, что работают в одном месте, ездят куда-нибудь в отпуск, время от времени катаются на лыжах, отдыхают на природе или отправляются в другой город в ночной клуб или на какое-либо культурное мероприятие. Но за последнее десятилетие все изменилось. Почему люди, особенно талантливые представители креативного класса, у которых имеется много возможностей, предпочитают жить в определенных местах? Что притягивает их в одни места, а не в другие? Ричард Флорида провел исследование в более чем 100 странах мира и описал в книге "Креативный класс", где предпочитают жить и работать талантливые люди, какие города ждет бурный рост, а какие — забвение. Новая роль городов
Как города стимулируют креативность Однако города не просто притягивают к себе креативных людей и обеспечивают благоприятную среду или экосистему для проявления креативности, но еще и стимулируют ее. Ведущий специалист по психологии креативности Дин Саймонтон считает, что это происходит двумя способами. Во-первых, города играют решающую роль в развитии творческого начала. Будущие творческие личности должны еще в юности и раннем периоде взросления видеть примеры креативности и общаться с наставниками. "Этот этап обучения неизбежно происходит в городской среде, поскольку там выше вероятность встретить наставника", — пишет Саймонтон. "В действительности, — добавляет он, — исследования, посвященные проблеме развития талантов, позволяют определить, какому количеству исключительно одаренных людей приходится переезжать в городские агломерации после достижения определенного уровня интеллектуального или художественного развития". Во-вторых, креативность нуждается в культурной неоднородности: ее усиливает раннее погружение в среду, которой свойственно разнообразие и борьба идей, благодаря чему в зрелом возрасте человек обретает способность осуществлять культурное "скрещивание", или взаимное обогащение идеями. И в этом случае вероятность такого развития событий выше в городах, где есть "образовательные и культурные учреждения, необходимые для формирования "новой породы"", не говоря уже об изобилии постоянно меняющихся объектов для наблюдения. Когда креативному человеку не удается найти решение проблемы, он на какое-то время откладывает поиски и начинает заниматься повседневными задачами. В этот период он подвержен воздействию различных стимулов, вызывающих определенные ассоциации. Саймонтон пишет, что при наличии достаточного количества времени «один из путей, возникших под воздействием стимулов, может привести к решению проблемы». Это и есть момент озарения. "Совершенно очевидно, что в городской среде гораздо больше, чем в сельской, стимулов, способных вызвать различные ассоциации. Городская среда, в отличие от сельской, представляет собой целый мир, в котором много разных языков, культур, религий и стилей жизни". Глобальный охват Креативный класс насчитывает 300 миллионов работников в 82 странах. Хотя Соединенные Штаты Америки лидируют по общей численности креативного класса, они занимают всего лишь 27-е место по относительной доле креативного класса — 35 процентов от общей численности рабочей силы. В странах с самыми высокими показателями доля креативного класса в общей численности рабочей силы приближается к 50 процентам. Первое место занимает Сингапур, где этот показатель составляет 47,3 процента; далее следуют Нидерланды (46 процентов) и Швейцария (45 процентов). Австралия занимает четвертое место: доля креативного класса составляет в этой стране 44,5 процента. Большая доля креативного класса имеет место также во многих скандинавских странах и странах Северной Европы: в Швеции (43,9 процента), Бельгии (43,8 процента), Дании (43,7 процента), Финляндии (43,4 процента), Норвегии (42,1 процента) и Германии (41,7 процента). Канада, в которой 40,8 процента рабочей силы принадлежит к креативному классу, занимает 12-е место. Из стран, которые находятся на этапе стремительного экономического развития (Бразилия, Россия, Индия и Китай), Россия занимает 20-е (38,6 процента), Бразилия — 57-е (18,5 процента), а Китай — 75-е место (7,4 процента).
Качество места Термином "качество места" Ричард Флорида обозначает уникальную совокупность характеристик, которые определяют место и делают его привлекательным. В большинстве случаев качество места определяется тремя факторами.
Качество места можно кратко описать как совокупность взаимосвязанных впечатлений. Многие аспекты качества места, например уличная жизнь, носят динамичный и интерактивный характер. Вы можете быть здесь не просто зрителем, а принимать активное участие. Правильный город позволяет менять впечатления по своему усмотрению: выбирать нужные вам впечатления, повышать или снижать уровень их интенсивности — в общем, самостоятельно создавать их, а не просто потреблять. Если вам нужна уличная суета — вот она, рядом, но в то же время есть возможность укрыться от нее у себя дома или в другом спокойном месте, отдохнуть в городском парке или даже отправиться за город. Формирование уличной культуры Причина привлекательности культурной среды для креативного класса состоит в том, что не нужно самому быть художником, писателем или музыкантом: если вы приходите на открытие художественной выставки или какое-нибудь событие в ночном клубе, где у вас есть возможность пообщаться с художниками или любителями искусства, это стимулирует ваши творческие способности в гораздо большей степени, чем посещение музея или концертного зала, где вам вручают программку и вы просто наблюдаете за происходящим как зритель. Участники фокус-групп и интервью говорили, что отдают предпочтение уличной культуре не в последнюю очередь потому, что это позволяет им соприкоснуться не только с произведениями искусства, но и с их создателями.
По материалам книги "Креативный класс" от издательства "Манн, Иванов и Фербер". |
||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||