О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ
Цикл лекций посвящен архитектуре Венецианской республики, которая всегда
ярко выделялась на фоне зодчества других регионов Италии. Она имела
свою собственную периодизацию и стилевые характеристики, обусловленные
историческими, географическими и культурными особенностями. В цикле
будут рассмотрены история возникновения и специфика формирования города
на воде, ранний "венецианско-византийский" период, готическая
эпоха и Ренессанс. Особое внимание будет уделено связям Венеции с Византией
и странами Восточного Средиземноморья, которые во многом определили
неповторимый образ "королевы Адриатики".
Лектор - Ирина
Андреевна Корчагина, историк искусства, выпускница кафедры
истории и теории искусства исторического факультета МГУ, старший научный
сотрудник Музея архитектуры, автор публикаций по архитектуре Венецианской
Республики XII-XV веков.
Начало лекций в 19:00.
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
2 февраля - Архитектура
венецианско-византийского периода
Романская архитектура Венеции имеет свои отличительные
стилистические и терминологические особенности. Ни для кого не
секрет, что истоки венецианской архитектуры лежат в художественной
традиции Восточной Римской Империи. Именно Византией, а не римской
античностью вдохновлялись зодчие, возводившие город на воде. В
результате, самый ранний этап венецианской архитектуры получил
название "венецианско-византийский период". В это время
начинает формироваться застройка города, возникают первые каменные
памятники – Дворец Дожей и капелла Сан Марко, возводятся соборы
на островах Торчелло и Мурано.

|
9 февраля - Дворцы венецианско-византийского
периода
В Венеции XI-XII столетий уже возникают те сооружения, которые
в дальнейшем сформируют облик города. Именно в это время появляются
первые дворцы знатных фамилий – фондако. Интересной особенностью
венецианских палаццо стало их разделение на хозяйственную (нижний
ярус) и жилую часть (верхний ярус), что подчеркивало рациональность
и прагматизм венецианцев. Особую роль для развития этого типа
сооружений сыграла восточно-средиземноморская традиция. В лекции
будут рассмотрены вероятные прототипы венецианских палаццо, их
структурные и декоративные особенности, вы узнаете об основных
памятниках: Фондако лет Турки, Ка Лоредан и Фарсетти, Ка да Мосто
и др.

|
16 февраля -
Дворец дожей в Венеции. Особенности архитектуры и декорации
Вид на Дворец дожей с бачино Сан Марко давно стал визитной карточкой
Венеции. Именно с этим памятником ассоциируется архитектура города
— необычная, легкая, ажурная и прихотливая. Его открытость всегда
символически напоминала о безопасности города, которая обеспечивалась
без традиционных крепостных стен. Дворец дожей перестраивали несколько
раз, в результате из средневековой крепости он превратился в настоящее
венецианское палаццо. При этом он оказал колоссальное влияние
на архитектуру частных купеческих палаццо, многие декоративные
элементы которых стали буквальными цитатами главного дворца Республики.

|
21 февраля -
Готические дворцы Венеции
Именно дворцы Венеции готического периода, украшающие Большой
Канал, формируют образ города на воде. Будучи наследниками ранних
венецианско-византийских фондако, они явили собой уже зрелую типологию
палаццо. Отличительными чертами готических дворцов стал трехчастный
план, а также лоджия, сузившаяся до полифория в центральной части
здания. Последний был обычно сформирован арками различной формы
и венчающими их четырехлистниками или квадрифолиями – прием, идущий
от лоджии Дворца дожей. В стилистическом отношении венецианские
дворцы этого периода демонстрируют как венецианско-византийские
корни, так и новые готические черты, обогащенные восточно-средиземноморскими
мотивами. В ходе лекции будут рассмотрены следующие памятники:
палаццо Фоскари, Ка д`Оро, палаццо Джустиниан–Моросини, палаццо
Бернардо и др.
|
15 марта - Готические
церкви Венеции
Готика в Венеции продолжалась дольше, чем в других центрах Италии,
и приобрела характерный местный колорит. Готический стиль как
нельзя лучше подходил венецианскому восприятию формы и декорации,
тяготевшему, с одной стороны, к пышности и праздничности, а с
другой – к утонченности и изысканности. Стремление добиться особого
городского великолепия привело к тому, что стилистические преобразования
начались именно с Пьяцца ди Сан Марко. Готические изменения затронули
не только Дворец дожей, но и собор Сан Марко. И в интерьере, и
на фасаде добавилась мраморная декорация, абрис приобрел "экзотические"
очертания, появились двойные купола. Также в Венеции возникают
готические храмы Санта Мария Глориоза деи Фрари, Санто Стефано,
Сан Поло и др.

|
22 марта - Раннеренессансная
архитектура Венеции
В архитектуре Венеции новый ренессансный стиль утверждался медленно,
с оглядкой на готическую традицию. В конце XV века можно выделить
две яркие тенденции, представленные, с одной стороны, творчеством
семейства Ломбардо, а, с другой, — Мауро Кодуччи. Эти приезжие
мастера были первыми, начавшими строительство в Венеции в духе
нового времени. Архитектурные веяния, привнесенные ими, нельзя
свести к одному стилю в силу индивидуального художественного языка
каждого из мастеров. Однако объединяющим началом для обоих зодчих
явилась местная венецианская строительная традиция, которую Ломбардо
и Кодуччи по-разному претворили в своих произведениях. В ходе
лекции будут рассмотрены собор Санта Мария деи Мираколи, Ка Дарио,
палаццо Корнер-Спинелли, Вендрамин-Калерджи и др.

|
29 марта - Архитектура
Венеции Высокого Возрождения
В 1527 году в Республику приезжают два архитектора, привнесших
в город новый язык зрелого римского Ренессанса. Ими были Себастьяно
Серлио и Якопо Сансовино. Влияние Серлио было больше теоретическим,
нежели практическим (он прославился своим архитектурным трактатом).
Совсем иной вариант представляет собой творчество двух других
приезжих архитекторов - Сансовино и Санмикели, посвятивших остаток
жизни строительству в городе на воде. Истоки архитектуры Высокого
Возрождения, представленного в Венеции Сансовино и Санмикели,
лежат не в раннеренессансных формах венецианской архитектуры,
а в истинно классических формах римского и флорентийского Ренессанса.
На лекции будут рассмотрены основные памятники Высокого Возрождения,
такие как Библиотека Сан Марко, Монетный двор (Дзекка) и Сан Франческо
делла Винья.

|
5 апреля - Венецианские
дворцы Высокого Возрождения
Сансовино и Санмикели внесли огромный вклад в развитие типологии
венецианского дворца, ставшей образцом для многих других венецианских
зодчих вплоть до XVIII столетия. В общей сложности Сансовино и
Санмикели выстроили в Венеции всего три дворца на двоих, однако,
несмотря на это им удалось утвердить иной принцип дворцового строительства,
основанного на монументальных формах римского Ренессанса. К основной
заслуге зодчих можно отнести то, что их индивидуальные художественные
приемы заключались не просто в навязывании классических форм,
а в приспособлении к традиционной структуре венецианского палаццо,
которая продолжала оставаться основной для жилых сооружений.

|
12 апреля - Андреа
Палладио – великий зодчий Ренессанса
Андреа Палладио создал не просто памятники - он создал классический
язык архитектуры Нового времени, который просуществовал до XIX-XX
веков. Дорога к архитектуре для сына падуанского мельника, резчика
по камню, Андреа ди Пьетро, открылась благодаря покровительству
гуманиста и писателя Джанджорджо Триссино. Именно Триссино придумал
псевдоним, под которым прославился будущий мастер, а также пригласил
молодого человека принять участие в постройке своей виллы в Криколи.
В результате Палладио получил разностороннее гуманистическое образование,
включающее изучение Витрувия, исследование античных памятников
в Риме и других городах. Итог своей деятельности зодчий подвел
трактатом «Четыре книги об архитектуре», созданным в 1570 году.
На лекции речь пойдет о жизни и творчестве великого архитектора,
а также его основных постройках — театре Олимпико, базилике в
Виченце, палаццо Кьерикати, Лоджии дель Капитаньо и других.

|
19 апреля - Виллы
Палладио
Наиболее значительная часть наследия Палладио — многочисленные
виллы, спроектированные им в окрестностях Венеции и Виченцы. Палладио
вывел частное строительство из разряда недостойных истинного зодчего
занятий, а также создал и довел до совершенства тип дома, подходящего
для жизни человека просвещенного и тонко чувствующего гармонию
и в природе, и в искусстве. Его виллы (Годи, Пояно Маджоре, Эмо,
Бадоэр и др.) имели определенные типологические, композиционные
и декоративные особенности, которые будут подробно рассмотрены
в лекции.

|
26 апреля - Церкви
Палладио
Для своих культовых построек Палладио использовал оригинальное
и новаторское решение. Он развивал столь любимую им тему портика,
уже опробованную в светских зданиях. Однако в церквях архитектор
усложняет фасадную схему, накладывая два портика друг на друга.
Узкий и высокий портик, соответствующий центральному нефу базилики,
Палладио размещает поверх более широкого и низкого портика, охватывающего
габариты боковых нефов. Таким образом, мотив античного храмового
портика соединяется с базиликальным разрезом. Фасад церквей Палладию
перестает быть плоскостью, обретая осязаемую пластичность и объем.

|
Стоимость билетов:
Лекционный билет - 200 руб.
Льготный лекционный билет - 100 руб.
Абонемент на весь цикл лекций - 1050 руб.
Билеты поступают в продажу за час до
начала лекции.
|