О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ
Цикл лекций посвящен архитектуре эпохи, имеющей мировое знаечение в
истории культуры Европы - эпохе Возрожения или Ренессанса. Главное,
чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам
и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение
в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку
составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской
архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным
расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям
приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Лектор - Марина
Александровна Лопухова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник
кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова, специалист по искусству эпохи Возрождения.
Начало лекций в 19:00.
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
11 февраля -
На пути к Возрождению: средневековая архитектура Тосканы
Периодизация европейского искусства Возрождения. Итальянское
Возрождение и его природа. Классическая почва Италии и наследие
античности в средневековой итальянской архитектуре. Романская
архитектура Тосканы и проблема Проторенессанса (романо-пизанский
и инкрустационный стиль). Особенности развития итальянской готики.
Городской ансамбль Флоренции к началу XV века. Купол Брунеллески:
готическая конструкция и ее классический облик.

|
18 февраля - Возрождая классическую
архитектуру: Брунеллески и Альберти
Культура Флоренции в начале XV века: Флоренция как "идеальный
город". Филиппо Брунеллески, его метод проектирования и особенности
его ордерных построек (Воспитательный дом, Старая Сакристия в
церкви Сан Лоренцо, базилики Сан Лоренцо и Санто Спирито). Поздний
стиль Брунеллески и идея romanitas (ротонда Санта Мария дельи
Анджели, трибуна купола Санта Мария дель Фьоре). "Археология"
Л.-Б. Альберти: освоение языка классических архитектурных форм.
Трактат "Об архитектуре" и его связь с проектами Альберти
(Темпио Малатестиано в Римини, работы для семьи Ручеллаи во Флоренции,
Сан Себастьяно и Сант Андреа в Мантуе).

|
25 февраля -
Экспериментальный Ренессанс: архитектура Центральной Италии
"Гуманистическая архитектура": основные проблемы и типологии
в архитектуре Раннего Возрождения. Феномен флорентийского палаццо
(Микелоццо ди Бартоломео, Леон Баттиста Альберти, Джулиано да
Сангалло, Бенедетто на Майано). Город как дом и дом как город:
ансамбль Пиенцы и Палаццо Дукале в Урбино. Церковная архитектура
Раннего Возрождения: проблема композиции церковного здания (Джулиано
да Сангалло, Франческо ди Джорджо Мартини).

|
3 марта - Противоречивый
Ренессанс: архитектура Северной Италии
Специфика строительной традиции в Северной Италии и ее взаимодействие
с ренессансными веяниями. Расширение Феррары при Эрколе I д‘Эсте:
творчество Бьяджо Россетти. Элементы раннеренессансной архитектуры
в Венеции на рубеже XV–XVI веков: Пьетро Ломбардо, Мауро Кодусси.
Соперничество готики и Ренессанса в Милане XV веке: семья Солари
против Филарете. Комплекс Павийской чертозы. Миланский период
творчества Донато Браманте.
|
10 марта - Торжество
Высокого Возрождения: архитектура Рима
Высокое Возрождение: общая характеристика эпохи. Основные проблемы
и особенности архитектурного заказа в период Высокого Возрождения.
Римская застройка к началу XVI века. Римский период Донато Браманте
(Темпьетто, Двор Бельведер в Ватикане). Начало строительства собора
св. Петра как итог развития идеи центрического храма в период
Раннего Возрождения. Архитектура Рима в первой трети XVI века:
Рафаэль, Антонио да Сангалло-мл., Б. Перуцци. Ансамбль виллы Агостино
Киджи (Фарнезина).

|
17 марта - Мощь
и бессилие архитектуры: Микеланджело-архитектор
Универсальность пластического мышления Микеланджело и место архитектуры
в его творчестве. "Архитектура до архитектуры": структура
и композиция росписей Сикстинского потолка, проект гробницы папы
Юлия II в Риме. Микеланджело во Флоренции: на службе Медичи (проект
фасада собора Сан Лоренцо, Новая Сакристия, Библиотека Лауренциана)
и на защите Флорентийской Республики. Новый Рим: ансамбль Капитолийской
площади, роль Микеланджело в строительстве собора св. Петра. Поздние
постройки Микеланджело (Порта Пиа, церковь Санта Мария дельи Анджели,
капелла Сфорца в базилике Санта Мария Маджоре). Маньеристические
черты в архитектуре Микеланджело.

|
24 марта - Маньеризм
в итальянской архитектуре
Термин "маньеризм" применительно к искусству и к архитектуре.
Истоки маньеризма в римском искусстве 1-й трети XVI века: Палаццо
Массимо алле Колонне Б. Перуцци. Джулио Романо в Мантуе: ансамбль
Палаццо Те и работы в Кастелло ди Сан Джорджо. Маньеризм во Флоренции:
Джорджо Вазари (здание Уффици, "Коридор Вазари"), Бартоломео
Амманати (перестройка Палаццо Питти), Бернардо Буонталенти. Позднее
Возрождение в Милане. Позднее Возрождение в Риме (Пирро Лигорио,
Виньола, Джакомо делла Порта) и истоки барокко.

|
31 марта - Вселенная
Андреа Палладио
Классическая архитектура Венето XVI века: Якопо Сансовино в Венеции,
Микеле Санмикели в Вероне. Формирование метода Андреа Палладио.
Базилика в Виченце. Городские дворцы Палладио. Сельская жизнь
на Терраферме в XVI веке и сложение архитектурной типологии виллы
в Венето. Концепция ренессансной виллы и "палладианство"
до Палладио: вилла Лоренцо Медичи в Поджо а Кайано. Виллы Палладио:
основные элементы и варианты композиционного решения. Палладио
как теоретик. Позднее творчество Палладио: церковные постройки
в Венеции (фасад церкви Сан Франческо делла Винья, комплекс Сан
Джорджо Маджоре, Иль Реденторе) и театр Олимпико в Виченце. Творчество
Винченцо Скамоцци.

|
7 апреля - Придворный
Ренессанс: архитектура французского Возрождения
Общая характеристика и периодизация эпохи Возрождения во Франции.
Эволюция французского средневекового замка на рубеже XV – XVI
веков (Амбуаз, Блуа, Шамбор, Мадридский замок). Резиденция Франциска
I в Фонтенбло и ее внутреннее убранство. Школа Фонтенбло. Итальянские
художники и теоретики архитектуры при французском дворе: Россо
Фиорентино, Франческо Приматиччо. Себастьяно Серлио и его трактат.
Мастера Зрелого Возрождения во Франции: Пьер Леско, Жан Бюллан,
Филибер Делорм, Жак Андруэ Дюсерсо-старший и его альбом "Наиболее
прекрасные постройки Франции" (1576–1579). Скульпторы французского
Возрождения: Жан Гужон, Жермен Пилон.

|
14 апреля - Поиски
национального стиля в Испании и Португалии
Пути и особенности распространения итальянской традиции вне Италии.
Итальянские художники на Пиренейском полуострове. Окончание Реконкисты
и поиски национального стиля в испанской и португальской архитектуре
на рубеже XV–XVI веков (исабелино, мануэлино, платереско). Итальянские
образцы на испанской почве в XV веке: госпиталь Санта Крус в Вальядолиде,
палаццо Коллогудо в Гвадалахаре. Творчество Педро Мачуки и Диего
Силоэ. Дворец Карла V в Гранаде и его итальянские модели. Эскориал
в Мадриде между Ренессансом и барокко.

|
21 апреля - По
ту сторону Альп: Возрождение в Венгрии, Германии и Нидерландах
Венгерский Ренессанс на рубеже XV–XVI веков и его флорентийские
источники: Королевский дворец в Буде, ансамбль епископской резиденции
в Эстергоме. Венгерские замки XVI–XVII в.: замок в Лаккенбахе,
замок Надашди в Шарваре и др. Примеры ренессансного зодчества
в Германии (капелла Фуггеров в Аугсбурге, резиденция в Ландсхуте).
Нидерландское искусство XV–XVI веков и концепция Северного Возрождения.
Взаимодействие итальянской архитектурной традиции со зрелой готикой.
Основные черты ренессансного стиля в архитектуре Бельгии и Нидерландов
(на примере городских построек Брюсселя, Антверпена, Льежа, Брюгге
и др.).

|
28 апреля - Тюдоровский
Ренессанс в Англии
Особенности национального архитектурного вкуса в Британии: "перпендикулярный
стиль". Начало английского Возрождения: итальянские скульпторы
на службе первых Тюдоров. Первые ренессансные резиденции: замки
Генриха VIII Хэмптон-корт и Нансач. Тюдоровский Ренессанс после
Реформации: смена художественных ориентиров. Архитектура елизаветинского
времени: сложение классического типа аристократического загородного
дома (prodigy house). Роберт Смитсон и Джон Торп. Архитектура
времен Якова I и якобинский стиль. Иниго Джонс и основы английского
палладианства (Квинс-Хаус в Гринвиче, Банкетный зал в Уайтхолле
и др.).

|
Стоимость билетов:
Лекционный билет - 200 руб.
Льготный лекционный билет - 100 руб.
Абонемент на весь цикл лекций - 1050 руб.
Билеты поступают в продажу за час до
начала лекции.
|