О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ
Жизнь и история города не ограничиваются видимыми сооружениями и постройками.
Прокладывать под землей городские коммуникации начали еще в древнем
мире. А в XIX веке появился метрополитен, так хорошо знакомый жителям
столиц и мегаполисов. Лекционный цикл посвящен подземной истории города.
Вы узнаете, как проходило строительство и эксплуатация московских подземных
сооружений, как отражался ход истории на столичном метрополитене, сколько
подземных рек течет сегодня под ногами москвичей и что из городских
легенд о московских подземельях — правда.
Лектор: Максим Шуйский — москвовед, специалист
по истории метро, диггер.
Начало лекций в 19:30.
Вход на лекции по регистрации
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
1 февраля
История строительства
метро
Активно строить подземные железные дороги человечество
начало на рубеже XIX и XX веков, когда увеличение плотности населения
крупных городов мира постепенно привело к коллапсу наземного транспорта.
Первые шаги были трудными, но технологии подземного строительства
развивались последние сто лет бурными темпами, в ногу с техническим
прогрессом. На лекции вы узнаете, как строили метро раньше и как
строят его сейчас, какие открытия и прорывы были сделаны в этой
области за последние сто лет.
Лектор расскажет:
-
о первых попытках строительства подземных
тоннелей в Лондоне в середине XIX века;
-
о различиях в методике строительства в зависимости
от типов грунта;
-
о строительстве первого в нашей стране метрополитена
в Москве;
-
о современных технологиях строительства
метро.
|
15 февраля
Подземные реки Москвы
Первые подземные дренажные коллекторы были построены еще в Древнем
Риме более 2,5 тысяч лет назад. По мере развития городов и увеличения
плотности застройки убирать реки под землю стали все чаще и чаще.
Сейчас гидросистема любого крупного города мира — это десятки
рек и ручьев, которые текут где-то у нас под ногами по подземным
тоннелям. На лекции вы узнаете о самых крупных подземные речных
системах Москвы, методах их строительства, о забавных происшествиях
и курьезах, которые случаются под землей.
Лектор расскажет:
-
о бурном развитии строительства подземных
речных коллекторов в Европе и Мире в XIX веке;
-
о первых попытках "облагородить"
русло московской реки Неглинной, предпринятых еще при Екатерине
II;
-
об интересных находках, которые можно сделать
под землей.

|
29 февраля
Исчезнувший мир столичной подземки
Метрополитен любого крупного города мира похож на живой организм:
он растет, меняется, какие-то его части быстро увеличиваются,
а какие-то, напротив, за ненужностью отмирают. В московском метро
тоже есть артефакты, которые мы своими глазами не увидим никогда.
О них и пойдет речь на лекции.
Лектор расскажет:
-
об исчезнувших с лица города наземных вестибюлях;
-
о станциях, на которые больше никогда не
ступит нога пассажира;
-
о полностью уничтоженной сталинской меморабилии
— многочисленных портретах и скульптурах вождя, которые когда-то
украшали почти все станции.

|
14 марта
Нереализованные проекты московского метро
История архитектуры развивается порой причудливо — некоторые смелые
проекты остаются лишь на бумаге. Московское метро не исключение.
Вы узнаете:
-
о первых дореволюционных проектах московского
метро, которые похоронили церковники и трамвайщики;
-
о предтече первого советского метро — проекте
1920-х годов, авторы которого пытались скопировать парижские
станции, но вместо этого отправились в лагеря как "вредители";
-
о пышном многообразии многочисленных не
принятых эскизов сталинской эры;
-
о просчетах советских градостроителей: ведущих
в никуда развилках и станциях, на которые так никогда и не
ступила нога пассажира.

|
28 марта
Исторические подземелья
Лекция о тайных ходах Кремля, мифах и легендах, которые их окружают,
а также обо всем многообразии московских исторических подземелий,
способах их строительства, назначении, сохранности, исторических
артефактах.

|
11 апреля
10 мифов подземной Москвы
Лектор расскажет о мифах и легендах, которые существуют вокруг
московских подземелий: от библиотеки Ивана Грозного и секретных
криогенных установок в подвалах МГУ до крыс-мутантов и заброшенных
станций метро.

|
|