О ВЫСТАВКЕ
Последний крупный показ его работ проходил в Галерее в 1973–1974 годах
и был приурочен к столетнему юбилею мастера. Настоящая экспозиция посвящена
исключительно дореволюционному периоду творчества Н.А. Андреева и охватывает
период с 1899 по 1916 год. Многие произведения демонстрируются московскому
зрителю впервые.
Имя Николая Андреева, автора памятника Н.В. Гоголю на Никитском бульваре,
ассоциируется в основном с циклом скульптурных и графических портретов
В.И. Ленина. Это, безусловно, обеспечивало мастеру в советское время
славу и участие во множестве выставок, на которых при этом практически
не находилось места скульптурам, созданным до 1917 года. После перестройки
дореволюционные работы Андреева снова оказались за границами внимания
как критиков, так и зрителей: слишком стойкая репутация идеологически
выдержанного советского художника сложилась у этого мастера. Сейчас
появилась возможность более объективно и отстраненно посмотреть на произведения
Андреева и наиболее полно познакомить зрителя с его наследием.
После смерти мастера в 1932 году по воле его вдовы М.П. Гортынской
большая часть работ из мастерской поступила в Третьяковскую галерею.
Благодаря этому Галерея стала обладателем самой полной коллекции произведений
художника. Сейчас музей хранит более 200 скульптур и около 1 700 графических
листов и альбомов Н.А. Андреева. Также Галерея обладает чрезвычайно
ценным фотоархивом скульптора (1232 единиц хранения), который свидетельствует
о его увлечении фотографией.
Экспозиция состоит из разделов, отражающих основные направления творчества
Андреева с конца XIX века до 1917 года. Выставка открывается группой
ранних произведений, выполненных в манере мастерской С.М. Волнухина,
учителя Андреева в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Андреев был выдающимся скульптором-монументалистом. Впервые его талант
раскрылся в 1909 году, когда в Москве у Арбатских ворот был открыт памятник
Н.В. Гоголю (сейчас находится во дворе дома №7 на Никитском бульваре),
— один из лучших монументов, посвященных великому литератору. На выставке
представлена модель памятника и рельефы для постамента. Этот монумент,
отразивший весь драматизм и глубину характера Н.В. Гоголя, произвел
сильнейшее впечатление на современников: мнения критиков и публики колебались
от восхищения до активного неприятия. На протяжении 1900–1910-х годов
Андреев участвовал во множестве конкурсов на создание городских монументов.
Среди установленных — памятники Герцену и Огарёву перед зданием Московского
университета на Моховой, памятник Островскому у Малого театра и другие.
По естественным причинам сами монументы невозможно разместить на выставке,
но чтобы ознакомить зрителя с этой важнейшей стороной творчества скульптора,
они представлены на интерактивной карте Москвы, специально для этого
включенной в экспозицию.
C 1910 года Н.А. Андреев много и активно сотрудничал с К.С. Станиславским
и студиями Художественного театра: оформлял спектакли, создавал портретную
галерею актеров, составивших славу русского психологического театра,
выполнял афиши и скульптурные шаржи для театральных капустников. В состав
выставки вошли скульптурные шаржированные портреты, а украшением экспозиции
стало семиметровое панно «Олимп Художественного театра» (1910, Музей
МХАТ), где также в шаржированном виде представлены все знаковые деятели
Художественного театра, включая В.И. Качалова, О.Л. Книппер-Чехову,
К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Благодаря сотрудничеству
с Музеем МХАТ появилась возможность показать часть творческого наследия
скульптора, не известную практически никому, кроме специалистов.
|
|
Одна из самых привлекательных сторон творчества Андреева, в то же время
наименее открытая для широкой публики, — декоративная майолика на этнографические
и мифологические сюжеты, в том числе представленные на выставке статуэтки
девушек в национальных костюмах и «Вакханка на козле» 1905 года. К образам
вакханок, сирен, фавнов мастер возвращался несколько раз на протяжении
1900–1910-х годов.
Важной частью выставки станет показ изящных статуэток натурщиц, выполненных
в технике майолики в период преподавания Андреева в Строгановском училище.
Также большой интерес представляют три композиции, посвященные Самсону
и Далиле: каждый раз традиционный библейский сюжет трактуется по-новому
— от чисто пластических задач до вольной интерпретации стилей прошлого.
Завершает экспозицию галерея скульптурных портретов культурной и интеллектуальной
элиты начала ХХ века. Над портретами писателей и художников Андреев
работал с середины 1900-х годов по просьбе А.И. Сумбатова-Южина, председателя
литературно-художественного кружка "Среда".
На выставке можно проникнуть в "творческую лабораторию" мастера
и сравнить изменения одного и того же художественного образа, исполненного
в разных материалах и техниках. Скульптор экспериментировал с ярким
цветным покрытием и с техникой: сохранились работы, выполненные в поливной
и расписной керамике, монохромной и полихромной, глазурованные и украшенные
ангобами (декоративным керамическим покрытием).
Специально к выставке совместно с компанией "Дымов керамика"
подготовлена особая линейка сувениров — уменьшенные реплики керамических
скульптур Андреева. Статуэтки девушек в национальных костюмах создавались
мастером по натурным зарисовкам и практически не появлялись на выставках.
Они приберегались для другого: на основе своих экспериментов в керамике
Андреев планировал разработать серию игрушек, о чем свидетельствует
его теоретическая статья "Об игрушке" 1918 года, рукопись
которой находится в архиве Третьяковской галереи. Помимо этого к выставке
подготовлена широкая линейка сувенирных брошей и сумок.
Все множество театральных эскизов, проектов неосуществленных памятников,
а также скульптурных набросков, важных для понимания метода работы Андреева,
невозможно разместить в залах Третьяковской галереи. Задачу наиболее
полно представить творческое наследие мастера выполняет специальное
издание, подготовленное к выставке, которое вмещает более 90 произведений,
а также архивные документы. Специальная статья посвящена увлечению Николая
Андреева искусством фотографии. В каталоге впервые публикуются фрагменты
воспоминаний жены скульптора М.П. Гортынской, хранящиеся в отделе рукописей
Третьяковской галереи.
|