|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||
О ВЫСТАВКЕ В мае 2018 года Государственная Третьяковская галерея представит ретроспективную выставку Вадима Космачёва (р. 1938) - скульптора, графика и живописца, представителя российской художественной школы, последователя идей русского авангарда.
Сегодня его творчество в равной степени принадлежит культуре трех стран
- России, а также Германии и Австрии, куда он переехал в 1979 году.
За годы деятельности художник создал более 40 масштабных скульптур для
общественных пространств России, Германии, Австрии и США. Международный
проект мастера, работающего вне границ государств, наглядно покажет
единство художественного пространства, продолжит традицию культурного
сотрудничества Австрии и России. Выставка будет состоять из двух частей: ретроспективной и перспективной,
раскрывающей новые возможности развития скульптуры в современном мире.
В экспозицию войдут объекты из фарфора, рельефы из металла на дереве
- вантагрегаты, живопись, графика, интерьерные скульптуры, скульптуры-прототипы
для общественных пространств, модели скульптур. Также зритель впервые
увидит оригинальные макеты, предоставленные художником материалы из
фото и видеоархивов, фильм австрийского фотографа Андреаса Вальдшютца.
"Творчество Вадима Космачёва - это открытие в истории российской и современной мировой скульптуры. Его работы еще в советское время были альтернативой традиционным монументам, связанным с идеологией. Современное же творчество междисциплинарно и сочетает в себе разные практики - индустриальную эстетику XX века и биоинженерию, которая стимулирует идеи техноорганики в скульптуре дышащих форм" - отметил Кирилл Светляков, куратор выставки, старший научный сотрудник Третьяковской галереи. Выставка "Вадим Космачёв. Дыхание скульптуры" - первый масштабный
показ произведений художника в России. "Ретроспективную выставку
в Третьяковской галерее я воспринимаю как символ возвращения моего имени
в пространство русской культуры, которая для меня ассоциируется, прежде
всего, с мастерами русского авангарда и с их жаждой открытий, которые
будут востребованы и в полной мере приняты в современной России"
- отмечает Вадим Космачёв. Вадим Космачёв окончил Московскую среднюю художественную школу, где
познакомился с Львом Нусбергом, Александром Неждановым, Эдуардом Зелениным
и другими впоследствии ведущими представителями московского андеграунда.
Уже тогда он имел возможность посещать запасник Третьяковской галереи
и видеть произведения русского авангарда. Во время учебы Творческий путь Вадима Космачёва - это движение от жестких форм индустриального модернизма к пониманию скульптуры как "живой" органической формы, способной меняться в зависимости от множества факторов: смены климата, источника энергии, зрительских реакций. Так, например, возникла идея создания "дышащих" форм и "солярных скульптур".
На рубеже 1960-1970-х годов художник стал одним из главных проводников
модернизма в советской монументальной пластике. Формируя идею органической
формы и свой индивидуальный стиль в керамике, Вадим Космачёв оказал
значительное влияние на развитие этого жанра в СССР. Работая с прогрессивными
советскими архитекторами-модернистами, мастер стремился преодолеть статичность
скульптуры - в 1970-е годы им был создан ряд беспрецедентных по свободе
пластических и пространственных решений проектов. Самым масштабным из
них стала сохранившаяся до сегодняшних дней двадцатиметровая "Конструкта"
(1975) - абстрактная композиция перед комплексом зданий Государственной
библиотеки Туркменистана в Ашхабаде. Фундаментальный опыт российской
скульптурной школы и независимый от конъюнктуры язык творчества позволили
Вадиму Космачёву быстро войти в художественную жизнь Европы и почти
сразу выиграть ряд конкурсов на создание скульптурных композиций для
открытых городских пространств и интерьеров в Кёльне, Майнце, Мюнстере.
Для того времени это был беспрецедентный опыт работы российского скульптора
в Европе. Уже много лет художник работает над созданием скульптур для
общественных пространств, сконцентрировав свое внимание на взаимовлиянии
искусства и науки, биомеханики и новых технологий в применении к художественным
формам. Ретроспективный раздел выставки познакомит с творчеством мастера с
начала 1970-х до 2000-х годов: работами, созданными для архитектурных
комплексов советского модернизма и городских пространств Центральной
Европы, оригиналами инновационных для своего времени крупномасштабных
"мобилей" из стройфарфора и металла. Двадцатиметровая скульптура
"Конструкта" (1975) будет представлена моделями, документальным
фильмом Доктора Марте, архивными материалами, которые будут экспонироваться
для широкой публики впервые. Трансформированные в объекты искусства
штемпели, справки, визы, определившие судьбу семьи художника, покажет
серия "Выездные документы" (1978). В экспозицию войдет созданный
в то же время гобелен жены Вадима Космачёва - художницы Елены Коневой. В перспективной части будут представлены техноорганические произведения, сочетающие в себе новейшие достижения науки и техники с природным фактором ("Сердце Города", "Четыре цилиндра", "Дышащие формы", "Квадрат движения"). Эти "живые" объекты, использующие разные виды энергий природы, отражающие пространство и способные менять свои формы и цвет, становятся ключевым элементом современных городов. В экспозицию также войдут проектная живопись и графика Вадима Космачёва, которые раскроют тему взаимодействия объекта искусства с природными стихиями.
"Настало время представить во всей полноте произведения современного
русского скульптора Вадима Космачёва. Эта выставка - смелый и значительный
шаг, знаменующий новое раскрытие творчества художника, которое находит
международное признание" - отмечает Петр Нёвер, куратор выставки,
директор MAK Vienna / Los Angeles с 1986 по 2011 год. В подготовке выставки приняли участие Мария Виич-Космачёвa и Стюарт
Виич, основатели архитектурного бюро Veech X Veech, Австрия. К открытию
проекта ведущим специализированным архитектурным издательством TATLIN
издан каталог. В рамках выставки также пройдет симпозиум, организованный австрийским
куратором и историком искусства Георгом Шольхаммером. |
||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||