АРХИТАЙМ              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   ARCHITIME.RU

Новая жизнь заводских территорий

 

Заключительная сессия проекта "Дни промдизайна в Сколково" 28 июня прошла под девизом "Дизайн формирует". Наиболее ярко то, как дизайн-проект способен не только упрочить имидж индустриальной компании, но и изменить образ жизни сотрудников и даже стать фундаментом для новой корпоративной философии, продемонстрировал доклад сооснователя дизайн-студии "Ё-программа" Владимира Юданова. В своей лекции "Влияние дизайн-решений на развитие городской и промышленной среды" Юданов провел виртуальную экскурсию по реорганизованным заводским территориям на Урале и представил проект ребрендинга Чукотки "ЧАО, Анадырь!". Модерировала Юлия Зинкевич, куратор проекта "Приметы городов. Лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций", автор справочника российского тактического урбанизма "С городом на ты".

 
 

Главной движущей силой проекта Владимир Юданов называет личную вовлеченность заказчика. Яркий пример тому - серия заказов от ПАО "ЧТПЗ" (российской металлургической группы, созданной на базе Челябинского трубопрокатного завода). В сотрудничестве с "Ё-Программой" в 2010-е годы в Челябинске и Первоуральске, где происходила реструктуризация существующих и открытие новых предприятий, удалось воплотить в жизнь дизайн-программы, не имеющие аналогов в стране. После внедрения нового фирменного стиля заводы вошли в десятку самых красивых промышленных объектов мира и стали стимулом для развития промышленного туризма в регионах РФ. Об истории успешного сотрудничества, которое продолжается и сегодня, Владимир Юданов рассказал на примере трех кейсов: "Высота 239", "Железный озон 32" и "Этерно".

Новая жизнь заводских территорий Новая жизнь заводских территорий

Цех по производству труб большого диаметра "Высота 239" ПАО "ЧТПЗ" (Челябинск)

"Вначале было слово!" - произносит Юданов, приступая к разбору корпоративного стиля цеха "Высота 239". Поиски образа начались с выбора названия для нового подразделения: 239 м над уровнем моря - а именно на этой высоте разместился заводской комплекс - рекордная географическая отметка среди российских металлургических предприятий. Наряду с активным использованием суперграфики в основу будущего дизайн-проекта были положены корпус завода, превращенный архитекторами и дизайнерами "Ё-программы" в черный ящик, золотая труба и обмотка, трансформированная в детскую игрушку-пружинку.

Новая жизнь заводских территорий

Брендирование коснулось не только фирменного стиля в привычном для нас смысле (т.е. единого оформления документооборота, презентационных материалов и логотипа компании), но и всей территории завода, начиная с КПП. ГОСТами 1962 года, регулирующими оформление интерьеров на производстве, предписывались цветовые решения в пастельных тонах. С тех пор появились новые нормы и правила по окраске технологических элементов, требования техники безопасности к нанесению разметки - а это напрямую требует привнесения в дизайн активных, ярких цветов.
Изменения коснулись даже импортного оборудования: на заводе-производителе в Германии оно было перекрашено согласно разработанным "Ё-программой" колористическим картам. Как назвать такой тип дизайна? Наиболее подходящим определением Владимир Юданов считает "глобальный брендинг": он охватывает все предприятия и инфраструктуры заказчика, включая корпоративный транспорт и спецодежду, - как и рабочее время, дизайн начинается с того момента, когда сотрудник покидает дом.

Новая жизнь заводских территорий

"Мозг" цеха - офисная часть, в которой размещается аппарат управления, - перенесен в центр производства и превращен в арт-объект: стеклянный куб, гарантирующий полную прозрачность всех производственных процессов. Помимо того что и персонал, и руководство могут наблюдать за ходом работ в реальном времени, интегрированная в дизайн офисного блока анимация указывает, что именно происходит в каждой зоне. Продольная ось, протянувшаяся от подъема на верхний этаж до входа в офисную часть, решена в форме галереи. Вдоль нее расставлены лавровые деревья (символ победы) - живое свидетельство экологичности и безопасности производства. Почти каждый день по галерее проводятся экскурсии: завод посещают не только школьники и местные жители, но и акционеры крупнейших металлургических предприятий со всего мира. Завершает образ расположенный на крыше одного из нижних помещений японский сад камней: за его состоянием ежедневно следит садовник.

Новая жизнь заводских территорий

Электросталеплавильный комплекс "Железный озон 32" (Первоуральск)

При оборудовании комплекса в Первоуральске важно было не только запустить новые производственные мощности, но и привести в порядок пришедшие в упадок старые цеха, вычистить и преобразить территорию. Реорганизация среды новотрубного завода стала параллельным проектом "Ё-программы" в рамках сотрудничества с металлургической группой.
Образ комплекса определяют супрематические элементы, словно сошедшие с полотен пионеров русского авангарда - Малевича, Лисицкого, Родченко, Чашника, Суетина. Именно творчество художников авангарда стало предпосылкой к формированию школы российского и мирового дизайна: те прежде всего мыслили себя не творцами, а конструкторами - "инженерами нового быта", который должен был отражать изменения в стиле жизни советского человека. Задолго до появления первых профессиональных художников-конструкторов (так в советское время именовалась профессия дизайнера) они приступили к проектированию элементов городской среды, спортивной и производственной одежды. Александр Родченко, запечатлев на пленке производственные инновации, заложил основы индустриальной эстетики.

Новая жизнь заводских территорий
Новая жизнь заводских территорий

В процессе внедрения фирменного стиля в интерьерах "Железного озона" было многократно усилено внутреннее освещение - в противовес мрачному советскому заводу, похожему на жерло вулкана, где из темноты вырываются языки пламени и бьют струи раскаленного металла. По мере внедрения цифровых технологий сложился новый образ металлурга: ему необходимы свет, свободное пространство и маневренность. В дизайне цехов, органично вписывающихся в белый уральский ландшафт, сохранены наиболее узнаваемые черты отечественной промышленной эстетики. Первые наружные баннеры, созданные к открытию завода, просуществовали 8 лет - в настоящий момент студия проводит редизайн покрытий. Нефункционирующие строения были полностью загрунтованы белым и использованы в качестве холстов для супрематических сюжетов, авторами которых стали сами дизайнеры "Ё-программы": территория комплекса превратилась в гигантскую арт-выставку под открытым небом.

Новая жизнь заводских территорий

Завод "Этерно" (Челябинск)

В дизайне заводского комплекса "Этерно" (лат. - "вечный") применялись лаконичные решения. Заметное место в оформлении корпусов было отведено логотипу, на котором схематичное изображение производимых на заводе элементов сочетается с красным кругом из фирменного стиля цеха "Высота 239": такой ход демонстрирует единство предприятий группы ЧТПЗ. При помощи фасадной пленки на зданиях тиражируются цифровые паттерны на основе кода региона (74), взятого с автомобильных номеров. Эстетика дигитализации соблюдена и в производственном интерьере: все оборудование в нем маркировано, как в проекте AutoCad, и подписано согласно классификации. Крупноформатные цифры нанесены непосредственно на конструкционные элементы агрегатов - как и на вентиляционные шахты на подъезде к корпусам.

Новая жизнь заводских территорий

Новая жизнь заводских территорий Новая жизнь заводских территорий

Новая жизнь заводских территорий

Колористическая схема для интерьеров выстроена на кинетике цвета: нижний уровень выкрашен в красный, средний - в оранжевый, а верхний - в желтый (по мере "облегчения" цветов). Такое решение не только визуально приподнимает потолок цеха, образуя переход к стеклянной крыше, но и ассоциируется с языками пламени, а доминирующий лимонный был позаимствован с герба Челябинска. Отличительная черта проекта "Ё-программы" - инсталляции, размещенные как на территории завода, так и непосредственно в производственном интерьере: например, "Нанодерево", собранное из выпускаемых на заводе соединительных конструкций и проектных образцов, которые могут быть запущены в производство в будущем. Проходная, административно-бытовой комплекс и фитнес-зал украшены фресками с идеализированными фигурами рабочих, напоминающими героических производственников времен пролетарского искусства. Идея настолько пришлась по душе сотрудникам, что в том же стиле стали оформлять досуговые помещения и на остальных предприятиях ПАО "ЧТПЗ".

Новая жизнь заводских территорий Новая жизнь заводских территорий


Промышленные комплексы ЧТПЗ - воплощение философии белой металлургии. В цеху, как и в остальных отраслях производства, осуществляется тщательный контроль за соблюдением гигиены и здорового образа жизни (на территории завода категорически запрещено курение и присутствие в помещениях даже с минимальным содержанием алкоголя в крови). Каждый сотрудник, придя на работу, перед началом смены принимает душ и получает свежий комплект производственной одежды (белоснежный или цветной). На сегодняшний день 50% сотрудников завода имеют высшее образование, многие владеют 2 языками и имеют за плечами стажировки на крупных западных предприятиях. А в 2010 году, во время строительства новых цехов, акционеры поняли - для привлечения новых кадров необходима программа корпоративного обучения.
Группа ЧТПЗ наладила связи с региональными учреждениями среднего профессионального образования. На базе Первоуральского металлургического колледжа был создан Образовательный центр ЧТПЗ: в год в нем проходят обучение 700 студентов, а абитуриенты съезжаются со всех концов страны - даже из Санкт-Петербурга. При колледже созданы современные лаборатории робототехники и мехатроники, оснащенные 3D-принтерами, оборудована обширная библиотека с WiFi-зоной. К созданию самой программы корпоративного обучения тоже подошли дизайнерски - в компании разработали карьерные карты: к моменту завершения обучения выпускник такого колледжа обладает, как минимум, 4 компетенциями, а в будущем их будет 10.

Новая жизнь заводских территорий

Расширение границ: Чукотка

Проект-реформа "ЧАО, Анадырь!" (2001-2017 гг.) - уникальный пример реализации принципов глобального брендинга в масштабе региональной столицы. "Ё-программа" подразумевает полное изменение образа Анадыря и прилегающего аэропорта, колоризацию городской среды, решение фасадов ТЭЦ, интеграцию общей графической концепции в наружную и социальную рекламу. Преображенную столицу украсили пегтымельские петроглифы и мотивы, взятые из традиционного чукотского искусства, такого как косторезное мастерство. Эволюция продолжается даже спустя 15 лет: в планах Чукотки - строительство в столице нового развлекательного комплекса, Дома приемов правительства ЧАО и национальной галереи искусств, преобразование города Певек. Заказы были вновь поручены студии "Ё-Программа".

Новая жизнь заводских территорий Новая жизнь заводских территорий

 Новая жизнь заводских территорий
Новая жизнь заводских территорий

Бренд "Ё-программа" существует в истории страны с 1990 года. За более чем четверть века проекты дизайн-студии были реализованы на всей территории РФ: от Сочи до Угольных Копей и от Томска до Петербурга, а также за рубежом - в Лондоне и Ашхабаде. Стратегию "Ё-программы" Юлия Зинкевич охарактеризовала как "дизайн эмоций, влекущий за собой преобразование жизни".


© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

10 лайфхаков для продвижения архитектора