Близость творческих
позиций, интерес к народному искусству и классической традиции объединяют
двух московских художников - скульптора Владимира Тишина и живописца
Алексея Чаругина. Каждому из них присущ высокий профессионализм, помноженный
на оригинальное видение реальности и глубину философского осмысления
мира.
Совместная выставка двух столичных художников, принадлежащих к одному
поколению, но работающих в разных видах искусства, - свидетельство самобытного
развития традиций московской школы пластики. Как В.Тишин, так и А.Чаругин
окончили художественные вузы в 1985 году, в тот же период начали демонстрировать
свои работы и вскоре сумели привлечь внимание и коллег, и широкого зрителя.
Оба мастера состоят в Московском союзе художников, активно выставляются
в России и на международной арт-сцене. Взаимодействие ярких индивидуальностей,
в равной степени обладающих умением переплавить увиденное в художественные
образы, на выставке дает оригинальную и целостную картину мира.

Член-корреспондент
Российской академии художеств Владимир Тишин
(род. 1963) - выпускник Московского высшего художественно-промышленного
училища (ныне МГХПА им. С.Г.Строганова). В 1989 году он вступил в Союз
художников СССР. Начиная с 1987 года, принял участие в ста российских
и зарубежных выставках, а также 12-ти международных симпозиумах по скульптуре,
проходивших в России, Ливане, Турции, Швеции. Работы В.Тишина находятся
в музейных и частных собраниях России и зарубежья.
Постоянно экспериментируя, скульптор использует разнообразную "палитру"
- дерево, гипс, бронзу, камень, шамот. В результате произведения сильно
разнятся по манере исполнения и способам подхода к решению пластических
задач. В.Тишин последователен в стремлении "мыслить в материале",
по заветам А.Бурделя, и понимании его сущности. Поэтому скульптор тонко
учитывает свойства и особенности различных материалов. Так, деревянную
скульптуру он тонирует, покрывает левкасом и позолотой или оставляет
нетронутой в ее природной первозданности. Деревянная пластика особенно
увлекала художника в ранний период творчества, когда созданы произведения
"Бабка", "Памяти русской деревни", "Ступени",
"Река". "Устремляя" скульптуры ввысь, он старался
создать ощущение легкости, подобно готической пластике. Вместе с тем
вытянутые пропорции, уплощенные формы были следствием обращения к русской
иконе и народному творчеству. Композиции "Путь", "Король
и королева", "Полнолуние" убеждают: Тишину близко и конструктивное
начало, причем он не стремится усложнять формы за счет фактурных напластований
и красочного декора.

На протяжении почти 30-ти лет карьеры Тишин идет в ногу со временем,
изобретательно и артистично решая все новые задачи формального и содержательного
плана. Так, в вырубленном из единого блока дерева "Портрет незнакомки",
композиции "Отцовство" обобщение форм сродни методам работы
в камне; так фигуры обретают вневременное содержание. Поиски собственного
стиля Тишин продолжил в бронзе, приближаясь к более свободной и одновременно
классической трактовке круглой скульптуры. Классичны и в то же время
экспрессивны композиции с женскими фигурами из серии "Амазонки".
В последние два десятилетия скульптор все чаще обращается к евангельской
теме, пример тому - работы "Сон у моря" и "Отречение
Петра". Пластическое их решение сдержанно и лаконично, но динамика
композиции, свобода взаимоотношения фигур с пространством подтверждает
открытость автора эксперименту. В то же время для Тишина характерно
чередование фигуративных и абстрактных форм, позволяющее расширить диапазон
понимания станкового и монументального в пластике.
На выставке будут также показаны произведения из портретной серии 2003-2012
гг., из серии "Старые фотографии". Здесь важные для скульптора
образы его современников и исторических личностей воспроизведены с почти
фотографической точностью, без "заострения" художественного
образа. В основу работ "Портрет деда" и "Последний император"
легли фотоснимки, и художник сознательно повторял реальные черты портретируемых,
бережно сохранял подлинность деталей. По тому же пути смирения перед
натурой он шел в работе над портретами своих коллег, в "Портрете
А. Блока" и "Портрете сына".

Живописец Алексей
Чаругин (род.
1961) окончил Московский государственный академический художественный
институт им. В.И.Сурикова в 1985 году, но выставлялся уже с 1981 года.
Помимо Москвы его персональные выставки состоялись в Праге, гор. Мол
(Бельгия), Валенсии (Испания). В 2004 году Чаругин награжден серебряной
медалью Российской академии художеств. В 2007-09 гг. осуществил роспись
Спасо-Преображенского собора в гор. Дзержинск Нижегородской области.
Работы мастера находятся в музейных и частных собраниях в России и за
рубежом.
В живописи А.Чаругина преобладают яркие и светлые краски, свободная
композиция. Темы и персонажи - деревенские жители, их простые домики,
окруженные деревьями и пасущимся скотом, - будто позаимствованы из детских
книг и рисунков, написаны с такой же свежестью и непосредственностью.
В этих работах художник вспоминает о народном примитиве, лубке, городецких
прялках и расписных сундуках. Однако в круг его интересов, помимо народного
искусства, входят и достижения живописи ХХ века, например, творчество
П.Клее и поиски западноевропейской группы "Кобра".
Обладающий высоким профессионализмом, знающий цену истинной живописи,
Чаругин создает свой мир на пересечении разных стилей и эстетических
течений. Используя их сложное взаимодействие, он с легкой иронией, без
тени сарказма рисует затейливый образ российского житья-бытья. Сквозь
всевозможные влияния и отсылки к другим пластам искусства просвечивает
личность автора, намеренно вносящего в холсты "броуновское движение"
живых существ и красочных пятен. Во многих композициях великолепно передана
свободная жизнь в пространстве "атомов" и "молекул"
провинциального мира. Иногда художник сознательно упорядочивает зрительный
ряд, расставляя действующие лица и предметы как будто по шеренге. Но
и в "расчерченном", геометризованном варианте мироздание Чаругина
остается живой, пульсирующей стихией.

Картины Чаругина музыкальны, т.к. обладают выраженным пространственно-временным
ритмом. Подобно режиссуре спектакля, с чем нередко ассоциируются чаругинские
холсты, ритмическая организация прослеживается в расположении абстрактных
и фигуративных линий, красочных пятен. В любом полотне Чаругина доминирует
лирическое начало. Композиционные особенности его живописи превращают
серии картин, по словам критика В.Мейланда, в осознанную художественную
бесконечность, переводя изображение глубинной России на уровень космичности.
Скромные сельские обитатели с их нехитрой материальной средой и домашней
скотиной, представленные как архетип, превращаются в граждан мира, образ
которого, при всем национальном колорите, легко расширить до границ
вселенной.
В экспозицию войдет около 50 скульптурных композиций
В.Тишина и 30 картин А.Чаругина из мастерских авторов.

|