Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ARCHITIME.RU ИЗВЕСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ на ARCHITIME.RU

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ на ARCHITIME.RU

АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНКУРСЫ на ARCHITIME.RU МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ на ARCHITIME.RU СНИПЫ на ARCHITIME.RU
Выставка "УИЛЛ ПРАЙС. ПАРАЛЛЕЛИ. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде."


С 22 февраля по 22 марта 2011 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева пройдет выставка "УИЛЛ ПРАЙС. ПАРАЛЛЕЛИ. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде."

Уилл Прайс, английский архитектор, объехал весь мир, изучая и фотографируя деревянную архитектуру. Это беспрецедентный опыт, в котором соединились знания архитектора и мастерство фотографа. Результатом путешествия стала книга Architecture In Wood, напечатанная издательством Thames & Hudson в 2005 году. В 2006 году книга была издана на русском языке и быстро стала библиографической редкостью. Поэтому мы предложили г-ну Прайсу ее "переиздать" - но уже в виде выставки.

Но поскольку современная деревянная архитектура занимает в книге весьма скромное место, мы, с согласия г-на Прайса, решили немного дополнить и переструктурировать его коллекцию. Экспозиция выстроена по принципу пар, в которых одна составляющая представляет традиционное деревянное зодчество, а вторая - поиски современных архитекторов. Объединяет пары та или иная деталь, прием, функция, тема, а все вместе - дерево как самый древний и одновременно - самый актуальный материал.

Благодаря объединяющему слову, выставка превращается в своего рода "словарь" деревянной архитектуры. Но не в "энциклопедию", а именно в актуальный словарь: потому что каких-то терминов, привычных для древнерусского зодчества, здесь нет, как нет их в современной архитектуре - ни "охлупня", ни "причелины". Тем интереснее, как меняется содержание имеющихся - "лемеха" или "фахверка". Фахверк, например, сохраняет свое значение, но заполняется уже не кирпичом, а стеклом. Лемех же - в продолжение традиции, по которой им облицовывали криволинейные поверхности куполов - покрывает круглые стены загородного отеля…

Но на выставке присутствуют и более широкие понятия. "Прозрачность", "трансформируемость", "атектоничность" - и остается только удивляться, что столь современные темы обнаруживаются в архитектуре XI века! Но это не только демонстрация древности (а, значит, прочности) деревянных строений, но и поразительное ощущение того, что деревянная архитектура - вне времени. В отличие от каменной (кирпичной, железной, стеклянной), она живет по своим законам. Конечно, и она меняется: становится выше, больше, тоньше, зависает консолями и закручивается жгутом, но при этом сохраняет нечто неизменное.

Это "нечто" - соотнесенность с живой природой - с лесом, с деревом, с растением. Тут ведь уже само слово - ответ. "Дерево" - оно и лес, и дом. Деревянный дом - плоть от плоти природы. И она ведь не умирает в нем, а продолжает жить, дышать и даже стареет - красиво. Колоннада неслучайно похожа на просеку в лесу, пагода - на цветок лотоса, а гонт - на шишку. Они изначально устроены по тому же принципу: крыша - как гриб, ярусы - как ветви, фахверк - как лист ландыша. Но, кроме того, в случае с деревянной архитектурой, эти сооружения сохраняют ту же гармонию пропорций: ибо сделаны из того же материала. И как размер бревна определял размер избы, так срок жизни дерева определял срок жизни дома. Это тесное переплетение начала и конца и создавало ту гармонию, которой исполнена старая деревянная архитектура.

Впечатляет пара, иллюстрирующая тему "прозрачности". Два храма, оба в Японии, один - 1053 года, другой - 2000! Да, конечно, мы знаем, что деревянные строения неоднократно перебирались, и их датировки порой условны. Но разве одно то, что бревна менялись, а образ при этом тщательно сохранялся - не говорит об уникальных возможностях дерева? Не менее любопытны и переклички между национальными школами, и то, как кочуют традиции - когда, например, японец Шигеру Бан строит во Франции музей современного искусства, транслирующий тему японской пагоды…

И характерно, что свои законы у деревянной архитектуры во всем. Даже звезды здесь - свои. Да, признанные мэтры тоже ценят дерево: Тадао Андо, Петер Цумтор, Ренцо Пиано. Но все же первую скрипку играют именно мастера деревянного зодчества: Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Херман Кауфман, Сами Ринтала. Не уступают им в изобретательности и российские мастера: Александр Бродский и Тотан Кузембаев, Евгений Асс и Юрий Григорян, Николай Белоусов и Дмитрий Долгой. Основным же полигоном для их экспериментов является подмосковный курорт "Пирогово" - который логично стал одним из партнеров выставки. Другим, по традиции, является компания Honka - которая не только уверенно лидирует на рынке деревянного домостроения, но и соединяет традиционный образ с новейшими технологиями, тем самым идеально вписываясь в концепцию выставки.

КУРОРТ


Купальные кабинки
Брайтон, Мельбурн, Австралия
Начало ХХ века
Фото: Уилл Прайс




Застройка Завидкина мыса
Московская обл., курорт "Пирогово"
Архитектор: Евгений Асс
("архитекторы асс")
2005
Фото: Владимир Паперный
Общественный курорт - великое завоевание демократии. На пляже все равны (как и в бане). Что, впрочем, не отрицает индивидуальных особенностей. Комплекс кабинок на брайтонском пляже замечательно отражает это единство многообразия. Все кабинки - разного цвета и даже с разным устройством фасадов, но при этом - одного размера. Пироговский курорт - не самое демократическое место на свете, тем замечательнее, что сама по себе концепция береговой застройки возвращает эту архитектуру (которая могла бы быть сколько угодно дорогой и разнокалиберной) к тому же единству. Домики все разные (дом-кабриолет, дом-лимузин, дом-шкаф), сделаны разными архитекторами (правда, из числа самых лучших), но модуль при этом общий. Как, конечно, и материал. Который как нельзя лучше соответствует идеологии здорового, природного, экологичного - хотя и рассчитаного на уик-энд, то есть временного.
ФАХВЕРК


Жилой дом
Амьен, Франция
XV век
Фото: Уилл Прайс



Жилой дом
Франция
Архитектор: Эрик Пасе
2004
Фото: Eric Pace
Фахверк (от немецкого Fachwerk: Fach - "панель", "секция", Werk - "сооружение", "система") - тип конструкции, где несущую функцию выполняет деревянный каркас, ограждающую - заполнение глиной или кирпичом. Был популярен в средневековой Европе (XII-XVII вв.), достигнув художественных высот в жанре городского дома. Эрик Пасе фахверк, скорее, имитирует: хотя каркас у здания деревянный, наружные стены не являются несущими. Но, воссоздавая образ фахверкового дома, не нарушающего сложившуюся морфологию небольшого старинного городка, Пасе изящно обозначает современность, заполняя проемы между стойками стеклом.
ПАГОДА


Колокольня
Тодайдзи, Япония
Архитектор: Эйсай
XIII век
Фото: Уилл Прайс


Центр Помпиду-Метц
Метц, Франция
Архитектор: Шигеру Бан
2010
Фото: Roland Halbe
Самая очевидная особенность деревянной архитектуры Дальнего Востока - криволинейная крыша. Эта форма произошла от заостренных кверху индийских ступ, а ее сложность и разнообразие стали возможны благодаря оригинальной конструкции. Ее части соединяются способом "шип в гнездо" и образуют кронштейны, на которые ложатся балки. Каждая такая консоль установлена на отдельной колонне - поэтому крыша не рушится даже при регулярных землетрясениях. Во Франции такой проблемы вроде бы нет, да и эстетика буддизм никак не связана с современным искусством. Но трудно не признать его шедевром (затмевающим саму коллекцию) умопомрачительную крышу из клееных балок, которую придумал самый актуальный японский архитектор Шигеру Бан.

Организатор: АРХИWOOD
Генеральный партнер проекта: компания HONKA
Официальный партнер выставки: курорт "Пирогово"
Соорганизатор: PR-агентство "Правила Общения"
Партнеры: Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Российский институт культурологии

Фотограф: Уилл Прайс
Куратор выставки: Николай Малинин
Руководитель проекта: Юлия Зинкевич
Научный консультант:
Ольга Севан
Экспозиция: Антон Кочуркин
Фотографии: Юрий Пальмин, Владислав Ефимов, Алексей Народицкий, Илья Иванов, Юлия Бычкова, Владимир Паперный.

Видео: Александр Горенков
Графический дизайн: Александр Закс, Антон Милин
Бильд-редактор: Юлия Пешкова

Дружеское участие и поддержка проекта: Николай Белоусов, Александр Ежков, Артем Кузнецов, Александр Львовский, Анна Малинина, Анна Миронова, Александр Острогорский, Мария Седова, Мария Фадеева.

 
Адрес музея:

119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5
Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад»
Справки по телефону: + 7 (495) 697-38-74
Залы музея открыты с 11:00 до 19:00
Кассы работают до 18.00
 
Web-site: www.muar.ru

© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Какой дом строить и что такое ЗДОРОВЫЙ ДОМ
10 лайфхаков для продвижения архитектора