О
ВЫСТАВКЕ
Экспериментальные
работы в оригинальной авторской технике вошли в "экологический"
выставочный проект, который создал известный московский живописец, член-корреспондент
Российской академии художеств Андрей Волков. Персональная выставка мастера
в залах Академии впервые демонстрирует его изобретение: в основе инсталляций
- необычные принты с авторской проработкой, нанесенные на тончайший
материал - кальку.
Андрей Волков (род. 1948) - один из редких в отечественном
искусстве урбанистов, чью стилистику относят то к гиперреализму, то
к "документальному романтизму". Натура поистине романтичная
и креативная, он соединяет высокий профессионализм с дерзостью экспериментатора
и взглядом философа. Убежденный новатор: он стремится к "чистой"
пластике и работает на стыке жанров и видов искусства, раздвигая традиционные
границы. Для его поэтики характерны элегические, а порой драматичные
размышления о настоящем и будущем Москвы, за которой проступает образ
мироздания. Художник не устает подвергать анализу перемены в историческом,
но непрерывно меняющемся облике столицы, а равно судьбу человека в мегаполисе.
Творчеству Волкова свойственны ассоциативность, игра с пространственными
эффектами, соединение лирически-исповедальной интонации с иронией и
экспрессией. Обращенный к современности, всегда склонный к формальным
экспериментам, свои наблюдения и раздумья он зачастую облекает в нетрадиционную
форму. Выставка показывает новый этап творческих исканий мастера с характерным
для него отказом от парадигмы "плоской картины" и движением
в сторону пространственного искусства.
Художник принадлежит
к поколению "семидесятников": он вступил
на арт-сцену начала 1970-х одновременно с многими яркими представителями
молодежной живописи склонной разрушать прежние каноны. Волков быстро
доказал и свою творческую самостоятельность, и неповторимость собственного
мировидения. Уже в ранних его картинах, среди которых знаковая "Авария",
ощутима особая, обостренно личностная позиция. Живописи мастера с ее
московским "акцентом" присущи метафоричность, автобиографичность,
пафос горького самоанализа. Творчество Волкова пронизано стихией сопереживания,
хотя язык его чрезвычайно скуп и сдержан, минималистичен, иногда нарочито
имперсонален.
В 1971
году Андрей Викторович Волков окончил Московское высшее художественно-промышленное
училище (ныне МГХПА им. С.Г.Строганова) и тогда же стал показывать
свои работы на молодежных выставках. С 1973 года участник всероссийских,
всесоюзных и международных выставок. B 1976-78 гг. - стипендиат
Союза художников СССР под руководством живописца Д.К. Мочальского,
с 1979 - член Союза художников СССР, с 1993 - Московского союза
художников. Активную творческую деятельность Волков совмещает
с педагогической работой в МГХПА им. С.Г.Строганова и МАРХИ,
где преподает абстрактную живопись.
В 1984 году А.Волков был награжден золотой медалью Французской
академии художеств по итогам выставки "Традиции и поиск"
(Grand Palais, Париж). В 1998 году за городские пейзажи удостоен
премии Правительства Москвы в области литературы и искусства,
в 2001 - серебряной медали Российской академии художеств. Произведения
мастера хранятся в Третьяковской галерее, Московском музее современного
искусства, в ряде региональных музеев России, а также в Музее
Людвига (Кельн), художественном музее гор. Щецин (Польша), в
частных собраниях Германии, США, Франции и других стран.
Важными
вехами своей биографии А.Волков считает авторские проекты, осуществлённые
в последние 15 лет на различных площадках Москвы, включая ГМИИ
им. Пушкина, ЦВЗ "Манеж" и ЦДХ. В их числе "Город
из коробки", "Город - мой дом", "Зелёный
бархат", "Москва: свет семидесятых", "Никаких
новостей", "Постепенный переход от серого к розовому",
"Пустые комнаты", "Свет в зале 17", "Свет
сквозь решетку "Солнце". Проект "Калька"
является продолжением творческих поисков. При всей новизне
эти работы отсылают к обширному кругу картин и объектов художника,
неразрывно связанных с московскими реалиями и несущих глубокий
символический подтекст. Работы последних лет словно находятся
вне времени, но по-прежнему пронизаны экзистенциалистским ощущением
трагизма действительности.
|
|
Художник показывает
свое недавнее изобретение: по его словам, проект "Калька"
вобрал "самостоятельные произведения какой-то новой технологии,
пока остающейся без названия". Повешенные свободно, без подрамника
либо паспарту, изображения на почти невесомой основе словно парят в
воздухе. Этот своеобразный арт-проект формирует новый язык на стыке
живописного и концептуального, соединяя свойства картины - иллюзорного
воссоздания реальности и объекта - самодостаточного артефакта.
Авторская техника работы с калькой, непривычным для живописца материалом,
по замыслу Волкова, подразумевает возможность не только "обойтись
без древесины, пеньки, льна, масел, гвоздей, пигментов" и не создавать
"нечто вечное, нетленное, незыблемое". Это и шанс "оставить
только тончайшую полупрозрачную бумагу, которая сама должна стать и
красочным слоем, и лессировкой одновременно". На эту основу художник
наносит отпечатки своих всегдашних сюжетов: дома, окна, улицы, мастерская,
- черпая их как в написанных прежде картинах, так и в старых фотографиях,
эскизах, объектах. В дальнейшем он дорабатывает кальку поверх принта,
используя живопись, рисунки, коллаж. Волков убежден: благодаря особой
свето- и цветовоздушной перспективе калька способна серьезно модернизировать
и фотографию, и живопись.
Экспозиция включает свыше 60 произведений из собрания автора.
Большинство демонстрируемых работ созданы в 2012-13 годах.


|