
Фото © Danae Santibanez
Восьмидесятисемилетний Арата
Исодзаки по праву считается одним из самых влиятельных послевоенных
архитекторов Японии. Обширный список его наград 5 марта 2019 года
пополнился Притцкеровской премией. Жюри премии особенно отметило тот
факт, что, несмотря на большое количество работ, архитектор никогда
не повторялся в своем творчестве и всегда искал что-то новое. О творческих
принципах Арата Исодзаки и о самых значимых проектах мастера, которого
почти с самого начала карьеры стали называть "архитектурным провидцем",
читайте в нашей статье...
Своим первым опытом в архитектуре Исодзаки называет
столкновение с пустотой и руинами родного города, который был разрушен
во время Второй мировой войны. "Мне было 12 лет, и именно
тогда я впервые задумался о том, каким образом люди могут восстановить
свои дома и города, - вспоминает архитектор. - Позднее, делая
первые шаги в профессии, чтобы найти наиболее подходящий способ решения
этой проблемы, я не мог остановиться на каком-то одном стиле. Мой
архитектурный почерк постоянно менялся. Как ни парадоксально, именно
эти постоянные поиски и стали моим стилем".
Многие специалисты называют формальный язык, который
характеризует большую часть работ Арата
Исодзаки, сочетанием брутализма и архитектуры метаболизма, которая
соединяет идеи индивидуального развития живого организма с эстетикой
футуристических структур. Кроме того, архитектор всегда стремился
убедить те страны, которые имеют давние традиции в архитектуре, распространять
их, одновременно учась у всего мира.
"Исодзаки обладает уникальной способностью
понимать архитектурный контекст во всей его сложности и создавать
замечательное, хорошо продуманное и вдохновляющее здание, которое
органично во всем от внутренних пространств до сомасштабности городу.
Он является одной из самых влиятельных фигур в современном мире архитектуры,
потому что находится в постоянном поиске, не боится перемен и воплощает
новые идеи. Его работа основывается на глубоком понимании не только
архитектуры, но и философии, истории, теории и культуры. Он объединил
Восток и Запад не путем мимики или коллажа, а путем создания новых
путей", - так прокомментировало свое решение жюри премии.
Но лучше всего об архитекторе могут рассказать его
работы:
Музей Domus, Испания,
1995 |
Научный музей Domus, который ранее назывался Casa
del Hombre, спроектирован Исодзаки совместно с Сезаром Портелой. У
здания массивные гранитные стены и один изогнутый фасад, состоящий
из 6600 сланцевых плиток. Эти плитки окружают ряд выставочных площадок,
расположенных над платформами и соединенными пандусами.
 |
Фото © Hisao Suzuki
|
|
Art Tower Mito,
Ибараки, Япония, 1990 |
Art Tower Mito возводилась, чтобы отпраздновать столетие
муниципалитета Мито. Вдохновленная скульпторами, в том числе Бранкузи
и Исаму Ногучи, Art Tower Mito имеет высоту 300 футов и состоит из
56 треугольных панелей.
 |
Фото ©Yasuhiro Ishimoto
|
|
Nara Centennial Hall, Нара,
Япония, 1999 |
Проект этого здания, которое красноречиво сочетает
в себе прошлое, настоящее и будущее, победил в международном конкурсе
на строительство многофункционального общественного пространства.
Его реализация была завершена к столетию муниципалитета. Учитывая
местоположение, здание спроектировано как самостоятельный монолит.
Дизайн фасада, благодаря своей наклонной форме и серой керамической
плитке, также перекликается с соседним Храмом Тодайдзи (734 г. н.э.).
Интерьеры комплекса были довольно универсальны, чтобы с легкостью
приспосабливаться для различных мероприятий: конференций, выставок,
семинаров и т.д.
 |
|
 |
Фото © Hisao Suzuki
|
|
Ceramic Park Mino,
Япония, 2002 |
Этот музей керамики, который включает в себя галереи,
конференц-залы, чайные и общественную мастерскую, расположен в каскадной
долине. Он сохраняет окружающую растительность и служит продолжением
топографии через открытые террасы, смотровые площадки и одну стеклянную
стену. Два световых короба, которые поднимаются из здания, намекают
на экспозицию внутри. Повсюду используются керамические кирпичи и
плитка, а маятниковые конструкции и подвесные опоры защищают галереи
от землетрясений, охраняя, таким образом, содержимое музея. Исодзаки
выбрал камни разного цвета, чтобы экстерьер музея и прилегающих зданий
был похож на местные глиняные карьеры.
 |
|
 |
Фото © Hisao Suzuki
|
|
The Museum of Modern Art,
Гунма, Япония, 1974 |
Музей Современного Искусства в Гунме был первым из
музейных комплексом Исодзаки и основан на концепции архитектора "художественная
галерея как пустота". Он состоит из системы кубов, которые образуют
основной прямоугольный остов с двумя выступающими крыльями. Концепция
куба распространяется на внутренние пространства, такие как лобби
и галереи, а также на внешние области, включая отражающий бассейн.
 |
|
 |
Фото ©Yasuhiro Ishimoto
|
|
Ark Nova или "новый ковчег", был заказан
к фестивалю в Люцерне и разработан Анишем Капуром и Исодзаки как реакция
на стихийное бедствие. Полиэфирная мембрана с ПВХ-покрытием, напоминающая
шарообразную структуру, быстро надувается и спускается, что позволяет
транспортировать этот концертный зал из одного места в другое. Первоначально
он путешествовал по районам, пострадавшим от землетрясения и цунами
в Тохоку 2011 года. Надувное мобильное концертное заведение может
вместить аудиторию до 500 гостей и стало символом духа восстановления.
 |
|
 |
Фото © Iwan Baan
|
|
|