Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Новое здание музея "Гараж" - павильон "Шестигранник" в Парке Горького

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

Название постройки: Павильон "Шестигранник"

Авторы: SANAA

Год постройки: 2021

Место нахождения:
Москва, Россия

 

Павильон "Шестигранник" (бывший "Машины и орудия") был построен в 1923 году архитекторами Иваном Жолтовским, Виктором Кокориным и Михаилом Парусниковым для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В своей новой функции "Шестигранник" станет местом для социального взаимодействия и самых разных художественных практик. В нем будут расположены три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно — на новом подземном уровне), библиотека, книжный магазин и кафе. Внутренний двор здания станет открытым публичным пространством. Функциональная площадь пространства составит 9500 м2.

Музей современного искусства "Гараж", начавшись как центр современной культуры, знакомящий российскую аудиторию с большими именами современного искусства, десятилетие спустя превратился в полноценную художественную институцию с насыщенной программой, видимой не только в России, но и за ее пределами. Сегодня деятельность "Гаража" осуществляется при поддержке его основателей, Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича, и большого количества частных и корпоративных патронов, участников программы лояльности и доноров эндаумент-фонда.

За это время Музей инициировал ряд программ и проектов, изменивших ландшафт современной российской культуры. Среди них — архив по истории российского современного искусства; публичная библиотека по современному искусству; инклюзивная программа; масштабная издательская программа; Триеннале российского современного искусства; программа перформансов Garage Live; кинопрограмма Garage Screen; долгосрочные программы по поддержке молодых художников и нестоличных художественных институций. Каждая из этих инициатив формирует индивидуальные повестки и привлекает собственную аудиторию, создавая свои сообщества. Поэтому появление новых физических пространств, где многие стратегические направления обретут постоянную прописку, является логичным этапом в эволюции Музея. Таким образом "Гараж" превратится в распределенную пространственную структуру, в которой отдельные элементы складываются в единую экосистему. Цель этих изменений — формирование новых представлений о том, каким может быть современный музей, кто его зритель и как создается взаимодействие между музеем и зрителем.

В ближайшие пять лет Музей "Гараж" ощутимо изменит свои физические границы. Одним из наиболее значимых этапов этого процесса станет восстановление павильона "Шестигранник" в Парке Горького.

Дарья Жукова, сооснователь Музея "Гараж": "В своей деятельности Музей "Гараж" опирается на принципы совместной работы, откликаясь на существующий контекст и актуальные культурные процессы. Здание "Шестигранника", спроектированное Иваном Жолтовским, будет восстановлено по продуманному и чуткому проекту японского архитектурного бюро SANAA. Этим выбором "Гараж" отдает дань уважения российской архитектурной традиции и укрепляет свой статус в глобальном художественном мире. Мы хотим, чтобы это здание отражало наше непрекращающееся исследование функций, целей и зон ответственности современного музея".

Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, архитектурное бюро SANAA: "Когда нам предложили поработать над "Шестигранником", мы сразу же стали думать, сможем ли мы как-нибудь сохранить его оригинальную планировку и пропорции? И сможем ли создать нечто такое, чем все будут пользоваться? Музей "Гараж" всегда внимательно относится и к архитектуре общественных пространств, и к их истории, и это очень близко нам. У "Шестигранника" есть особое очарование, и в своем проекте мы постарались его сохранить".

Антон Белов, директор Музея "Гараж": "Стремление к органике присутствия, приверженность принципам ответственного потребления, создание доступной среды во многом продиктовали выбор архитекторов для создания нового пространства Музея — павильона "Шестигранник". Сохраняя предмет охраны "Шестигранника" (объемно-пространственное решение, местоположение, материалы колонн и расположение чаши фонтана), Музей уточняет и расширяет свою архитектурную программу. С каждым зданием, в котором располагался "Гараж" (Бахметьевский гараж, кафе "Времена года"), мы открываем новую главу в переосмыслении памятников архитектуры, смене их функции и, в конечном итоге, их возвращении в актуальный контекст".

Вместе павильоны "Времена года" и "Шестигранник" образуют своего рода каталог экспозиционных возможностей для самых разных художественных практик, в том числе для перформативных и междисциплинарных проектов. Тем самым "Гараж", всегда открытый экспериментам, гибридным и новым форматам, продолжит исследовательскую и кураторскую работу в области истории российского и мирового искусства, вовлекая самые разные исследовательские силы и открывая всем участникам культурного процесса новые возможности.

История здания

Здание было построено в 1923 году как выставочный павильон "Машины и орудия" раздела "Машиностроение" 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Павильон "Машины и орудия" стал единственной постройкой, возведенной с применением железобетона (остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились).

В основе конструктивной схемы лежит каркас из тонких железобетонных стоек, горизонтальных балок и деревянных стропильных ферм. Внутреннее пространство каждого корпуса разделено на высокую двухсветную центральную часть и более узкие одноэтажные боковые крылья, объединенные вместе и составляющие низкую галерею, огибающую все здание с внешней стороны. Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, в свою очередь являющуюся внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. Первоначально внутреннее пространство всех шести двухсветных корпусов и соединяющих их одноэтажных галерей было открыто во внутренний двор и не отделялось от него стенами.

После того как в 1928 году было принято решение об устройстве на территории бывшей сельскохозяйственной выставки Парка культуры и отдыха, здание павильона было переоборудовано под Главную столовую. Для этого три из шести корпусов были отделены от внутреннего двора легкими стенами, в двух из них поставили плиты и устроили кухни. С внешней стороны между корпусами были встроены туалеты.

Первоначально столовая, как и сам Парк культуры и отдыха, функционировала только в летнее время. В конце 1930-х, когда ЦПКиО стал первым парком с зимними аттракционами и несколькими катками, столовая была вновь перестроена. Все корпуса павильона обстроили кирпичными стенами и приспособили для круглогодичной работы. С 1935 года столовая получила название "Шестигранник". В начале 1960-х часть здания была переоборудована под цех по производству лимонада.

В последние десятилетия павильон частями приспосабливали под кафе, ресторан, танцплощадку и т. п., а затем он был заброшен. Несколько раз "Шестигранник" горел, в результате чего пришел в аварийное и частично руинированное состояние. В 1999 году Правительство Москвы приняло павильон под государственную охрану в качестве памятника садово-паркового искусства. Выставочный павильон "Машины и орудия" ("Шестигранник") был отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

Принципы архитектурной концепции бюро SANAA

Благодаря своим пропорциям, повторяющимся элементам и открытости здания со стороны внутреннего двора, "Шестигранник" является уникальной постройкой в истории архитектуры. Для того чтобы сохранить его атмосферу для будущих посетителей, в работе над проектом мы опирались на шесть принципов.

1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.

2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.

3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.

4. Пространственная организация
Сохранений пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.

5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.

6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить "Шестигранник" с павильоном "Времена года".

Энергия

Новые павильоны и подземные пространства будут спроектированы в соответствии с современными стандартами энергосбережения и оснащены системами сохранения и регенерации тепла. В проекте будут использованы широкие стеклянные панели с высокими эксплуатационными характеристиками, подходящие для холодных зим и очень жаркого лета. Панели будут сделаны из стекла с высоким уровнем прозрачности и коэффициентом светопередачи, чтобы избежать искажения цветов и сохранить визуальную близость между внутренними и внешними пространствами. Дополнительные средства управления освещением будут расположены внутри здания: полупрозрачные шторы или светонепроницаемые жалюзи обеспечат максимальную гибкость в использовании помещений.

Для снятия теплоизбытков от инсоляции и наружного воздуха в "Шестиграннике", помимо стандартного оборудования, будет использоваться геотермальная система, которая обеспечит естественное охлаждение от возобновляемых источников в любое время года.

Команда проекта

SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates) — японское архитектурное бюро, основанное в 1995 году Кадзуё Сэдзимой (род. 1956, Хитати) и Рюэ Нисидзавой (1966, Иокогама). В 2004 году бюро получило "Золотого льва" 9-й Венецианской архитектурной биеннале, в 2010-м Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава стали лауреатами Притцкеровской премии. В 2010 году Кадзуё Сэдзима была куратором 12-й Венецианской архитектурной биеннале. Частные и публичные постройки бюро находятся в Великобритании, Германии, Италии, Китае, Нидерландах, США, Франции, Швейцарии и Японии. Среди них — множество музейных зданий, в том числе Музея современного искусства XXI века (Канадзава, Япония), Музея Лувр — Ланс (Ланс, Франция) и Нового музея (Нью-Йорк).

Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann

Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию: Transsolar KlimaEngineering

Локальные архитекторы: Buromoscow

Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС

Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners

Световой дизайн: PJC Light Studio Limited

Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ

Консультант по акустике: Nagata Acoustics.

 

Статья подготовлена пресс-службой музея "Гараж" для ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

КАРТА:

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Иван Жолтовский Иван Жолтовский. Биография и основные работы
ТОП-10 ЛАУРЕАТОВ ПРИТЦКЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ
Топ-10 самых необычных музеев мира
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Внутри часового механизма. Удивительный музей от Bjarke Ingels Group
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Кирпичные арки и природная архитектура: в китайской "столице фарфора" появился новый музей
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Космическая тарелка в Тоскане - новый облик музея Луиджи Печчи от Мориса Нио
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Металлический фасад, парящий над землей. Необычный музей от Алвару Сизы и Карлоса Кастанейры
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Музей природы и науки Перот
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Shanghai Natural History Museum
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Музей искусств Титю от Тадао Андо
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Музей афроамериканской истории и культуры
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Музей, "плывущий" в море, - Сантьяго Калатрава соединяет эффектную архитектуру с оригинальным инженерным решением
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Гармония формы и содержания: в Майами открылось новое здание Института современного искусства
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Современный музей в здании бывшего автовокзала. JKMM Architects меняет городской ландшафт Хельсинки
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: UCCA Dune Art Museum - современное арт-пространство, сохраняющее уникальный природный ландшафт
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: В Шотландии открылся первый специализированный музей дизайна, спроектированный Kengo Kuma & Associates
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: "Здание для прошлого, настоящего и будущего" - Bernard Tschumi Architects завершили строительство музея Exploratorium
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Между прошлым и будущим. Каким Кенго Кума видит современное музейное пространство?
АРХИТЕКТУРА МУЗЕЕВ: Современная архитектура Китая. Liyang Museum - проект, объединяющий город, природу и людей
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru