Павильон "Шестигранник" (бывший "Машины и орудия")
был построен в 1923 году архитекторами Иваном
Жолтовским, Виктором Кокориным и Михаилом Парусниковым для 1-й
Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
В своей новой функции "Шестигранник" станет местом для социального
взаимодействия и самых разных художественных практик. В нем будут
расположены три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно
— на новом подземном уровне), библиотека, книжный магазин и кафе.
Внутренний двор здания станет открытым публичным пространством. Функциональная
площадь пространства составит 9500 м2.
Музей современного искусства "Гараж", начавшись как центр
современной культуры, знакомящий российскую аудиторию с большими именами
современного искусства, десятилетие спустя превратился в полноценную
художественную институцию с насыщенной программой, видимой не только
в России, но и за ее пределами. Сегодня деятельность "Гаража"
осуществляется при поддержке его основателей, Дарьи Жуковой и Романа
Абрамовича, и большого количества частных и корпоративных патронов,
участников программы лояльности и доноров эндаумент-фонда.
За это время Музей инициировал ряд программ и проектов, изменивших
ландшафт современной российской культуры. Среди них — архив по истории
российского современного искусства; публичная библиотека по современному
искусству; инклюзивная программа; масштабная издательская программа;
Триеннале российского современного искусства; программа перформансов
Garage Live; кинопрограмма Garage Screen; долгосрочные программы по
поддержке молодых художников и нестоличных художественных институций.
Каждая из этих инициатив формирует индивидуальные повестки и привлекает
собственную аудиторию, создавая свои сообщества. Поэтому появление
новых физических пространств, где многие стратегические направления
обретут постоянную прописку, является логичным этапом в эволюции Музея.
Таким образом "Гараж" превратится в распределенную пространственную
структуру, в которой отдельные элементы складываются в единую экосистему.
Цель этих изменений — формирование новых представлений о том, каким
может быть современный музей, кто его зритель и как создается взаимодействие
между музеем и зрителем.
В ближайшие пять лет Музей "Гараж" ощутимо изменит свои
физические границы. Одним из наиболее значимых этапов этого процесса
станет восстановление павильона "Шестигранник" в Парке Горького.
Дарья Жукова, сооснователь Музея "Гараж": "В своей
деятельности Музей "Гараж" опирается на принципы совместной
работы, откликаясь на существующий контекст и актуальные культурные
процессы. Здание "Шестигранника", спроектированное Иваном
Жолтовским, будет восстановлено по продуманному и чуткому проекту
японского архитектурного бюро SANAA. Этим выбором "Гараж"
отдает дань уважения российской архитектурной традиции и укрепляет
свой статус в глобальном художественном мире. Мы хотим, чтобы это
здание отражало наше непрекращающееся исследование функций, целей
и зон ответственности современного музея".
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, архитектурное бюро SANAA: "Когда
нам предложили поработать над "Шестигранником", мы сразу
же стали думать, сможем ли мы как-нибудь сохранить его оригинальную
планировку и пропорции? И сможем ли создать нечто такое, чем все будут
пользоваться? Музей "Гараж" всегда внимательно относится
и к архитектуре общественных пространств, и к их истории, и это очень
близко нам. У "Шестигранника" есть особое очарование, и
в своем проекте мы постарались его сохранить".
Антон Белов, директор Музея "Гараж": "Стремление
к органике присутствия, приверженность принципам ответственного потребления,
создание доступной среды во многом продиктовали выбор архитекторов
для создания нового пространства Музея — павильона "Шестигранник".
Сохраняя предмет охраны "Шестигранника" (объемно-пространственное
решение, местоположение, материалы колонн и расположение чаши фонтана),
Музей уточняет и расширяет свою архитектурную программу. С каждым
зданием, в котором располагался "Гараж" (Бахметьевский гараж,
кафе "Времена года"), мы открываем новую главу в переосмыслении
памятников архитектуры, смене их функции и, в конечном итоге, их возвращении
в актуальный контекст".
Вместе павильоны "Времена года" и "Шестигранник"
образуют своего рода каталог экспозиционных возможностей для самых
разных художественных практик, в том числе для перформативных и междисциплинарных
проектов. Тем самым "Гараж", всегда открытый экспериментам,
гибридным и новым форматам, продолжит исследовательскую и кураторскую
работу в области истории российского и мирового искусства, вовлекая
самые разные исследовательские силы и открывая всем участникам культурного
процесса новые возможности.
История здания
Здание было построено в 1923 году как выставочный павильон "Машины
и орудия" раздела "Машиностроение" 1-й Всероссийской
сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Павильон "Машины
и орудия" стал единственной постройкой, возведенной с применением
железобетона (остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились).
В основе конструктивной схемы лежит каркас из тонких железобетонных
стоек, горизонтальных балок и деревянных стропильных ферм. Внутреннее
пространство каждого корпуса разделено на высокую двухсветную центральную
часть и более узкие одноэтажные боковые крылья, объединенные вместе
и составляющие низкую галерею, огибающую все здание с внешней стороны.
Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные
опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, в свою очередь
являющуюся внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных
балок с диагональными гуртами. Первоначально внутреннее пространство
всех шести двухсветных корпусов и соединяющих их одноэтажных галерей
было открыто во внутренний двор и не отделялось от него стенами.
После того как в 1928 году было принято решение об устройстве на территории
бывшей сельскохозяйственной выставки Парка культуры и отдыха, здание
павильона было переоборудовано под Главную столовую. Для этого три
из шести корпусов были отделены от внутреннего двора легкими стенами,
в двух из них поставили плиты и устроили кухни. С внешней стороны
между корпусами были встроены туалеты.
Первоначально столовая, как и сам Парк культуры и отдыха, функционировала
только в летнее время. В конце 1930-х, когда ЦПКиО стал первым парком
с зимними аттракционами и несколькими катками, столовая была вновь
перестроена. Все корпуса павильона обстроили кирпичными стенами и
приспособили для круглогодичной работы. С 1935 года столовая получила
название "Шестигранник". В начале 1960-х часть здания была
переоборудована под цех по производству лимонада.
В последние десятилетия павильон частями приспосабливали под кафе,
ресторан, танцплощадку и т. п., а затем он был заброшен. Несколько
раз "Шестигранник" горел, в результате чего пришел в аварийное
и частично руинированное состояние. В 1999 году Правительство Москвы
приняло павильон под государственную охрану в качестве памятника садово-паркового
искусства. Выставочный павильон "Машины и орудия" ("Шестигранник")
был отнесен к выявленным объектам культурного наследия.
Принципы архитектурной концепции бюро SANAA
Благодаря своим пропорциям, повторяющимся элементам и открытости здания
со стороны внутреннего двора, "Шестигранник" является уникальной
постройкой в истории архитектуры. Для того чтобы сохранить его атмосферу
для будущих посетителей, в работе над проектом мы опирались на шесть
принципов.
1. Геометрия + пропорции
Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана
Жолтовского.
2. Соединенные пространства
Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора.
Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная
(проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.
3. Дневной свет
Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью
управления освещением в соответствии с нуждами Музея.
4. Пространственная организация
Сохранений пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит
программам Музея большую пространственную вариативность.
5. Элементы декора/интерьеров
Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление
неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали
считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.
6. Ландшафт
Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов
и визуально соединить "Шестигранник" с павильоном "Времена
года".
Энергия
Новые павильоны и подземные пространства будут спроектированы в соответствии
с современными стандартами энергосбережения и оснащены системами сохранения
и регенерации тепла. В проекте будут использованы широкие стеклянные
панели с высокими эксплуатационными характеристиками, подходящие для
холодных зим и очень жаркого лета. Панели будут сделаны из стекла
с высоким уровнем прозрачности и коэффициентом светопередачи, чтобы
избежать искажения цветов и сохранить визуальную близость между внутренними
и внешними пространствами. Дополнительные средства управления освещением
будут расположены внутри здания: полупрозрачные шторы или светонепроницаемые
жалюзи обеспечат максимальную гибкость в использовании помещений.
Для снятия теплоизбытков от инсоляции и наружного воздуха в "Шестиграннике",
помимо стандартного оборудования, будет использоваться геотермальная
система, которая обеспечит естественное охлаждение от возобновляемых
источников в любое время года.
Команда проекта
SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates) — японское архитектурное
бюро, основанное в 1995 году Кадзуё Сэдзимой (род. 1956, Хитати) и
Рюэ Нисидзавой (1966, Иокогама). В 2004 году бюро получило "Золотого
льва" 9-й Венецианской архитектурной биеннале, в 2010-м Кадзуё
Сэдзима и Рюэ Нисидзава стали лауреатами Притцкеровской
премии. В 2010 году Кадзуё Сэдзима была куратором 12-й Венецианской
архитектурной биеннале. Частные и публичные постройки бюро находятся
в Великобритании, Германии, Италии, Китае, Нидерландах, США, Франции,
Швейцарии и Японии. Среди них — множество музейных зданий, в том числе
Музея современного искусства XXI века (Канадзава, Япония), Музея Лувр
— Ланс (Ланс, Франция) и Нового музея (Нью-Йорк).
Разработчик конструктивных и фасадных решений: Bollinger+Grohmann
Разработчик инженерной концепции и консультант по устойчивому развитию:
Transsolar KlimaEngineering
Локальные архитекторы: Buromoscow
Генеральный проектировщик: проектное бюро АПЕКС
Предварительные конструктивные расчеты: Sasaki and Partners
Световой дизайн: PJC Light Studio Limited
Локальные ландшафтные архитекторы: ландшафтно-архитектурное бюро МОХ
Консультант по акустике: Nagata Acoustics.
Статья подготовлена пресс-службой музея "Гараж"
для ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|