|
Города будущего: от идей родоначальников футуризма к футуристичному дизайну детских площадок |
|
||||||||
Начало XX века ознаменовалось стремительным ростом промышленности, появлением необычных транспортных средств, внедрением новых технологий, публикацией революционных концепций о развитии общества в целом. Предчувствие еще более грандиозных перемен выразилось в зарождении такого стиля, как футуризм, который практически одновременно появился во все сферах искусства того времени от литературы и живописи до музыки. Архитектура не стала исключением. Первым архитектором, который начал разрабатывать визуальный язык
и теоретические основы футуризма, считается итальянец Антонио Сант-Элиа.
Сначала он создал цикл "архитектурных фантазий", изобразив
на бумаге ступенчатые и многоуровневые дома, а затем опубликовал знаменитый
"Манифест футуристической архитектуры". В этом тексте он
назвал архитектуру будущего архитектурой расчета, дерзости и простоты,
а в качестве материальной базы обозначил бетон, железо, стекло, промышленное
волокно и другие материалы, позволяющие, по его мнению, достичь максимальной
эластичности и легкости. Не менее важно и его философское обоснование
такого подхода: "В архитектуре нужно увидеть попытку к тому,
чтобы свободно и смело привести к согласию среду и человека; то есть
сделать мир вещей прямой проекцией мира духа", - писал Сант-Элиа.
Но с развитием технологий строительства и появлением новых строительных материалов архитекторы стали воплощать все более сложные идеи, благодаря чему родилась современная футуристическая архитектура.
Современную футуристическую архитектуру вкратце можно охарактеризовать следующим принципом - форма зачастую определяет содержание. При этом существует два основных типа такой архитектуры. В постройках первого типа отсутствует строгая симметрия, в постройках второго типа - наоборот симметричность гипертрофирована и возводится во главу угла. Причем один и тот же архитектор может проектировать здания и того, и другого типов. Например, Сантьяго Калатрава, который объединяет в своих проектах футуристичные и органические формы, является автором и необычного по композиции здания Музея искусств в Милуоки, и строго симметричного "Музея завтрашнего дня" в Рио-де-Жанейро.
Но, пожалуй, законодателем мод в современном архитектурном футуризме является бюро Zaha Hadid Architects, создавшее по всему миру множество зданий, спроектированных с помощью параметрического моделирования, позволяющего создавать архитектурные объемы сложных, необычных форм.
Сегодня эти идеи наиболее востребованы в странах с активно развивающейся
строительной отраслью, таких как Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия или
Сингапур. Причем футуристичные формы активно используется при проектировании
не только зданий...
Идею Антонио Сант-Элиа о том, что каждое поколение должно построить свой город, некоторые современные архитекторы и дизайнеры трансформировали таким образом, что для каждого поколения должна быть своя архитектура. Эта интерпретация легла в основу тренда на проектирование футуристичных детских площадок. Один из свежих примеров - площадка Red Dunes Playtopia в одном из
жилых районов китайского города Гуанчжоу. Ее искусственные туннели,
дюны и холмы напоминают инопланетный ландшафт, а формы горок и комплексов
для лазания - космические станции на этих планетах. Авторы проекта,
студия XISUI Design, подчеркивают, что футуристичные формы помогли
им создать пространство, подходящие для разных возрастных групп -
от малышей до подростков.
Еще одна функция, которую позволяет решить футристичный дизайн детского игрового пространства - образовательная. Например, студия Shuishi Design интегрировала детский игровой комплекс из белых полусфер в здание современного арт-центра, чтобы привлечь детей к изучению звездного неба и темы космических путешествий. Здесь можно не только покататься на горках или поиграть в сферических инопланетных станциях, но и пообщаться с роботом, который расскажет много интересного. Есть своя "Лунная база" и в центральном парке Кармел в
американском штате Индиана. Данный проект интересен тем, что в детский
игровой комплекс интегрирован мини-скалодром, что способствует развитию
у детей широкого спектра двигательных навыков.
Российские проектировщики не отстают от своих зарубежных коллег, и в парках нашей страны все чаще появляются игровые детские комплексы в стиле футуризм. Наибольший интерес с дизайнерской и функциональной точек зрения среди них представляют решения отечественной компании "Новые Горизонты", которая с 1999 года ежегодно реализует десятки проектов детских площадок мирового уровня. Помимо дизайнерского и конструкторского департамента у компании есть собственное производство и сервис по монтажу, что позволяет организовать полный производственный цикл детского игрового оборудования, в том числе по индивидуальным проектам. Яркими примерами таких индивидуальных дизайнерских решений в стиле футуризм являются игровые комплексы "Оливки" в московском парке "Филатов луг" и "Осьминог" в парке Капотня. В первом случае концепция разрабатывать по индивидуальному заказу московского правительства. Исходя из локации площадки, находящейся среди густого лесопарка, дизайнеры в качестве основного образа выбрали оливковое дерево, где в роли оливок выступают три стилизованные игровые корзины. Металлическая конструкция комплекса имеет высоту 11 метров, и дети здесь отлично могут реализовать свое желание карабкаться на деревья, находясь при этом в безопасности. В свою очередь в комплексе "Осьминог" помимо оборудования для активного отдыха - горок, сеток для лазания, скалодрома - предусмотрены и места для тех, кто хочет просто передохнуть - гамаки и плетеные сидения.
Гибкий подход к дизайну позволяет "Новым Горизонтам" гармонично вписывать свою продукцию в различные тематические парки. Примером тому служит игровой комплекс "Атомы", расположенный в Семеновском сквере города Москвы. Согласно общей концепции оформления сквера, он был разделен на зоны, в каждой из которых представлена та или иная сфера науки. Комплекс "Атомы" находится в зоне "Физика" и представляет собой пять решетчатых шаров, символизирующих вершины кристаллической решетки, а металлические переходы и горки, соответственно, связи между атомами. Общая площадь площадки составляет 250 квадратных метров, и благодаря устройству комплекса дети могут пройти весь путь между "атомами", не касаясь земли. Или игровой комплекс "Робостанция", о котором мы подробно писали в статье о преобразовании ВДНХ, представляющий собой вариацию на тему города, который роботы построили сами для себя.
Помимо перечисленных примеров, в портфолио дизайнерского бюро "Новых Горизонтов" есть и другие примеры футуристичных игровых комплексов: кристаллообразная башня "Айсберг" с отходящими от нее горками, замысловатые композиции из шарообразных объемов "Волшебный улей", отсылка к известному небоскребу Нормана Фостера "Башня-огурец", модульные игровые комплексы линейки "Стройка" и др.
Полный ассортимент игрового оборудования "Новых Горизонтов" можно найти на официальном сайте компании.
|
||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||