Модель башни Татлина, 1919 год. Фото: wikipedia.org
Название постройки: Башня III Коммунистического интернационала
/ Памятник Коминтерну / Башня Татлина - пример кинетической
архитектуры
Авторы / архитекторы: "Творческий коллектив"
(Владимир Татлин, Иосиф Меерзон, М.П. Виноградов и Тевель Шапиро)
Дата проекта и постройки модели: 1919
Предполагаемое место постройки: Петроград / Ленинград
Статус: не осуществлен
Где можно увидеть модели: Третьяковская галерея (Москва),
Центр Помпиду (Париж), Музей современного искусства (Стокгольм),
Художественное училище К.А. Савицкого (Пенза), Королевская академия
искусств (Лондон) и главная столовая Университета Оксфорда.
Как отмечал Николай Пунин, крупнейший исследователь
творчества Владимира Татлина, "основная идея памятника сложилась
на основе органического синтеза принципов архитектурных, скульптурных
и живописных и должна была положить начало новому типу монументальных
сооружений, соединяющих в себе чисто творческую форму с формой утилитарной".
Символ всемирной коммунистической власти, да и всего
будущего в целом, каким его видел сам Татлин, планировалось выполнить
из стали и стекла - индустриальных материалов, которые и создали
бы "утилитарную форму". Задумка Татлина оказалась революционной
- под стать эпохе становления социалистического государства и авангарда
в 1920-х годах.
Вынесенные наружу конструкции (двойная спираль,
наклонная мачта) опередили время, а вращающиеся объемы стали недостижимой
архитектурной мечтой, которую удалось воплотить в реальность лишь
через 80 лет (к примеру, в доме Suite
Vollard в Куритибе).
Архивное фото: alyoshin.ru
"Новый тип монументальных сооружений"
объединял различные функции здания. Сам по себе объект должен был
исполнять роль памятника Коминтерну, расположенного где-нибудь в
Петрограде и видного из любой точки города при заявленной высоте
в 400 м (для сравнения, создатели "Лахта-центра" переплюнули
идею Татлина и замахнулись на 462 метра). В то же время башня представляла
собой три огромные геометрические структуры, способные вращаться
вокруг своей оси. В основании здания лежал куб (законодательная
власть), где планировалось проводить заседания, съезды, конференции.
В центральной части разместилась пирамида (правительство земного
шара - исполнительная власть), а на вершине - цилиндр (информационная
или "осведомительная" власть: СМИ, информационное бюро
и телеграф) и полусфера. Устремленные ввысь радиомачты и антенны
являлись продолжением памятника, так же как и лучи прожекторов,
которые формировали текст на облаках. Возможно, в "полусфере"
должны были разместиться художники, но точных сведений на этот счет
нет.
В советской "Вавилонской башне"
куб должен был совершать оборот вокруг своей оси за один год, пирамида
- за месяц, цилиндр - за сутки, а полусфера - за час.
Широкие стены планировалось выполнить
из стекла (чем не прототип небоскребов Миса
ван дер Роэ и Ко), которое поддерживало бы комфортную температуру
внутри здания.
Проект планетарного масштаба и всемирного
древа жизни пропитан символикой. Наклон мачты от нормали составляет
23,5° - такой же, как у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотносятся
с оборотом Земли. Высота 400 м кратна земному меридиану (1 к 100
тыс.). Форма спирали - это "линия движения освобожденного человечества…
и идеальное выражение освобождения" (Н.Н. Пунин).
Проект Татлина оказался великой утопией,
вошел в историю как один из самых узнаваемых символов конструктивизма
и вдохновил будущие поколения архитекторов на покорение высот, ранее
казавшихся недостижимыми.
Проект. Архивные фото: alyoshin.ru
Архивные фото издания Пунина из
Российской национальной библиотеки
Татлин со своими помощниками,
слева направо: И. Меерзон, Т. Шапиро, В. Татлин,
С. Дымшиц-Толстая
Архивное фото: alyoshin.ru
Модель. Фото: anirish.livejournal.com
Башня Татлина реконструкции Д. Димакова
(Третьяковская галерея). Фото: anirish.livejournal.com
Реконструкция башни из центра Ж.Помпиду (Париж)
Фото: anirish.livejournal.com