Модель башни Татлина, 1919 год. Фото: wikipedia.org
Название постройки: Башня
III Коммунистического интернационала / Памятник Коминтерну /
Башня Татлина
Авторы / архитекторы: "Творческий
коллектив" (Владимир Татлин, Иосиф Меерзон, М.П. Виноградов
и Тевель Шапиро)
Дата проекта и постройки модели: 1919 Предполагаемое место постройки:
Петроград / Ленинград
Статус: не осуществлен
Где можно увидеть модели: Третьяковская галерея (Москва),
Центр Помпиду (Париж), Музей современного искусства (Стокгольм),
Художественное училище К.А. Савицкого (Пенза), Королевская академия
искусств (Лондон) и главная столовая Университета Оксфорда.
КИНЕТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Как отмечал Николай Пунин, крупнейший исследователь
творчества Владимира Татлина, "основная идея памятника
сложилась на основе органического синтеза принципов архитектурных,
скульптурных и живописных и должна была положить начало новому
типу монументальных сооружений, соединяющих в себе чисто творческую
форму с формой утилитарной".
Символ всемирной коммунистической власти,
да и всего будущего в целом, каким его видел сам Татлин, планировалось
выполнить из стали и стекла - индустриальных материалов, которые
и создали бы "утилитарную форму". Задумка Татлина
оказалась революционной - под стать эпохе становления социалистического
государства и авангарда в 1920-х годах.
Татлин со своими помощниками, слева направо:
И. Меерзон, Т. Шапиро, В. Татлин, С. Дымшиц-Толстая
Архивное фото: alyoshin.ru
Вынесенные наружу конструкции (двойная спираль, наклонная
мачта) опередили время, а вращающиеся объемы стали недостижимой архитектурной
мечтой, которую удалось воплотить в реальность лишь через 80 лет (к
примеру, в доме Suite
Vollard в Куритибе).
Архивное фото: alyoshin.ru
"Новый тип монументальных сооружений"
объединял различные функции здания. Сам по себе объект должен был
исполнять роль памятника Коминтерну, расположенного где-нибудь в Петрограде
и видного из любой точки города при заявленной высоте в 400 м (для
сравнения, создатели "Лахта-центра" переплюнули идею Татлина
и замахнулись на 462 метра). В то же время башня представляла собой
три огромные геометрические структуры, способные вращаться вокруг
своей оси. В основании здания лежал куб (законодательная власть),
где планировалось проводить заседания, съезды, конференции. В центральной
части разместилась пирамида (правительство земного шара - исполнительная
власть), а на вершине - цилиндр (информационная или "осведомительная"
власть: СМИ, информационное бюро и телеграф) и полусфера. Устремленные
ввысь радиомачты и антенны являлись продолжением памятника, так же
как и лучи прожекторов, которые формировали текст на облаках. Возможно,
в "полусфере" должны были разместиться художники, но точных
сведений на этот счет нет.
Проект. Архивные фото: alyoshin.ru
В советской "Вавилонской башне"
куб должен был совершать оборот вокруг своей оси за один год, пирамида
- за месяц, цилиндр - за сутки, а полусфера - за час.
Широкие стены планировалось выполнить
из стекла (чем не прототип небоскребов Миса
ван дер Роэ и Ко), которое поддерживало бы комфортную температуру
внутри здания.
Архивные фото издания Пунина из
Российской национальной библиотеки
Проект планетарного масштаба и всемирного
древа жизни пропитан символикой. Наклон мачты от нормали составляет
23,5° - такой же, как у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотносятся
с оборотом Земли. Высота 400 м кратна земному меридиану (1 к 100 тыс.).
Форма спирали - это "линия движения освобожденного человечества…
и идеальное выражение освобождения" (Н.Н. Пунин).
Модель. Фото: anirish.livejournal.com
Проект Татлина оказался великой утопией,
вошел в историю как один из самых узнаваемых символов конструктивизма
и вдохновил будущие поколения архитекторов на покорение высот, ранее
казавшихся недостижимыми.
Башня Татлина реконструкции Д. Димакова
(Третьяковская галерея). Фото: anirish.livejournal.com
Реконструкция башни из центра Ж.Помпиду (Париж)
Фото: anirish.livejournal.com