Original 1227 | Anglepoise
|
Автор: Джордж Карвардин
1932 г.
Идея светильника, впоследствии ставшего логотипом Pixar и любимой
лампой всех архитекторов, появилась в 1930 году благодаря автомобильному
инженеру Джорджу Карвардину. Он решил применить принцип автомобильной
подвески в создании лампы, в которой объединились бы максимальная
гибкость и идеальная стабильность. Он начал сотрудничество с компанией
Herbert Terry and Sons, производившей пружинные механизмы и через
два года на свет появилась настольный светильник с четырьмя пружинами.
Это была первая лампа, у которой можно было менять угол наклона ножки
и плафона. Четырёхпружинная модель под названием "Model 1208"
перешла в массовое производство.
Затем правобладателем на производство ламп стала компания Anglepoise.
Вместе с дизайнерами, Карвардин доработал оригинальный облик лампы
и получилась похожая модель, но с тремя пружинами и более изящная
– теперь уже ставшая культовой Original 1227.
Джордж Карвардин разработал предмет, способный служить человеку всю
жизнь. Этого удалось достичь благодаря "трём китам": функциональности,
высокому качеству и дизайну.
 |
Первый образец "Model 1208". Фото:
anglepoise.com
|
|
 |
|
Фото: anglepoise.com
|
Авторы: Братья Кастильони
1962 г.
Авторами знаменитого светильника являются братья Акилле и Пьер Джакомо
Кастильони, которые пытались создать домашнюю версию уличного фонаря.
Основание представляет собой вертикальный брусок из белого каррарского
мрамора весом около 65 кг и он удерживает торшер от падения. Поэтому
переставить Arco не так-то просто! Но придуман специальный протокол:
в центре тяжести имеется круглое отверстие, куда можно вставить любую
палку и таким образом переместить светильник с места на место.
Плафон лампы состоит из двух частей: перфорированного рассеивателя
и абажура. И уже 59-й год их делают из полированного алюминия и для
блеска обрабатывают цапонлаком. Ножка торшера сделана из нержавеющей
стали с матовым финишем и состоит из трех деталей, а телескопическая
конструкция позволяет легко менять ее длину.
Культовый торшер хорошо знаком не только профессионалам дизайна, но
и тем, кто вообще не имеет к этой области никакого отношения. А дело
в том, что Arco настолько часто участвует в кинематографических съемках,
что заслужил отдельного упоминания в титрах.
Производством торшера уже более 50 лет занимается итальянская фабрика
Flos, и за все это время светильник не претерпел никаких изменений.
Зато изготовители подделок изменяют его как хотят. Arco - один из
самых подделываемых предметов в мире и он стал первым объектом в истории
промышленного дизайна, чья художественная ценность официально признана
итальянским судом.
Автор: Вернер Пантон
1968 г.
В 1968 году Вернер Пантон, автор знаменитого Panton Chair, обратился
к дизайну светильников. Идея FlowerPot очень точно отвечала историческому
моменту и социальному контексту - покорение космоса, вера в мир и
любовь, гармония — все отразилось в сферической форме светильника.
Первой была создана подвесная модель FlowerPot (позже, когда линейка
расширилась, к названию добавили VP1) и состояла из двух полукруглых
пластиковых сфер, обращенных друг к другу. Диаметр верхней сферы в
два раза больше диаметра нижней. Нижняя сфера скрывает лампочку, а
ее внутренняя часть служит яркой отражающей поверхностью.
Светильник идеально вписывался в интерьеры и его округлые формы становились
главным мотивом. Человечество было увлечено космической темой, и восприятие
интерьера как космоса, а предметов в нем - как планет, было чрезвычайно
популярно. Подвесные сферы вошли в моду — ими украшали рестораны,
выставочные пространства, кинотеатры, и, конечно, домашние интерьеры.
В 1969 году Пантон разработал также настольную версию, которая за
счет полукруглого основани оказалась еще проще и сбалансированней,
чем подвесной светильник.
Серия "Цветочных горшков" состоит из нескольких различных
моделей, в основе которых три подвесных варианта и две настольные
лампы - все в широкой цветовой гамме. Сначала светильники FlowerPot
производились фирмой Louis Poulsen, а сейчас лампы выпускает датский
бренд &Tradition.
Автор: Ле
Корбюзье
1949 г.
Легендарный Ле Корбюзье придумал светильник в 1949 году и в 1952-м
он занял почетное место в интерьерах Unite d’Habitation (Марсельской
жилой единицы), полностью разработанной мэтром.
De Marseille представляет собой регулируемый настенный светильник
с двумя шарнирами на кронштейне и вращающимся настенным креплением.
Также выпускается мини-версия с уменьшенными габаритами.
Переизданием наследия Ле Корбюзье в середине 1990-х занялся миланский
бренд NEMO Lightning.
Автор: Гаетана Ауленти
1965 г.
Настольная лампа Pipistrello придумана итальянским дизайнером и архитектором
Гае Ауленти в 1965 году для компании Martinelli Luce. Телескопическая
стальная ножка, способная регулировать высоту светильника от 66 до
86 см и превращать его в торшер - необычный прием для 1960-х.
Лампа имеет цветное алюминиевое основание и плафон из матового белого
метакрилата, форма которого напоминает расправленные крылья летучей
мыши (отсюда и название лампы, ведь в переводе с итальянского Pipistrello
- "летучая мышь"). Сейчас в линейке Pipistrello есть мини-версия
высотой всего 35 сантиметров, а также светильники, работающие на светодиодах
и имеющие сенсор, позволяющий включать и выключать лампу легким прикосновением
руки.
Светильник сразу стал хитом Martinelli Luce и более пятидесяти лет
он все также любим дизайнерами и покупателями. Эта икона предметного
дизайна находится в постоянных экспозициях самых известных музеев
современного искусства и дизайна мира.
Автор: Исаму Ногучи
1952 г.
Американский дизайнер японского происхождения Исаму Ногучи в 1950-е
путешествовал по Японии и был впечатлен ширмами, зонтиками и фонарями,
которые создавались из рисовой и шелковичной бумаги.
Исаму Ногучи придумал светильники, в которых смешал традиции японского
искусства оригами и американского дизайна. Первые модели, положившие
начало целому семейству воздушных светящихся скульптур, были произведены
на фабрике в японском городе Гифу по традиционной технологии: бумага
натягивалась на бамбуковые металлические прутья и проволоку.
Всего дизайнер разработал более ста конструкций Akari — подвесных,
настольных и напольных светильников диаметром от 24 см до почти трехметровых.
С 1952 года и до сих пор светильники Akari производятся по традиционной
технологии изготовления японских фонарей Гифу исключительно на заводе
Ozeki в Японии, их продажей занимается Vitra. Ну а всему миру лампы
из гофрированной бумаги известны благодаря стараниям шведской ИКЕА
— компания выпускает реплики самых разнообразных модификаций.
Автор: Пол Хеннингсен
1958 г.
Датский дизайнер Пол Хеннингсен спроектировал Artichoke в 1958 году
специально для ресторана Langelinie Pavillonen в Копенгагене, где
эти светильники находятся и по сей день. Светильник состоит из 72
лепестков, которые крепятся к 12 стальным дугам. Первые "Артишоки"
выпускались только с медными лепестками, сейчас они уже в четырех
вариациях - медной, стальной, стеклянной и латунной.
PH Artichoke производится компанией Louis Poulsen в четырех диаметрах:
48 см, 60 см, 72 см и 84 см и собирается только вручную.
Одна из особенностей "Артишока" в том, что его лепестки
расположены таким образом, чтобы не была видна лампочка, какой бы
угол обзора не был выбран. Хеннингсену удалось очень красиво и завораживающе
придать форму свету. "Артишоком" можно любоваться бесконечно
долго, не рискуя быть ослепленным ярким светом. И еще — это самодостаточный
арт-объект, который способен "вытянуть" любой малобюджетный
проект на высокий уровень.
Автор: Хусто Гарсия Рубио
1907 г.
Этому светильнику уже более ста лет, но выглядит он невероятно стильно
и актуально. Идея скрестить треногу от фотоаппарата с вращающимся
шелковым абажуром пришла в голову Мариано Фортуни — архитектору, художнику
и модному дизайнеру испанского происхождения.
В тот период Мариано работал над созданием непрямого сценического
света, и неудивительно, что лампа на трех ногах, больше похожая на
оборудование для фотостудий, стала итогом его поисков. Светильник
назвали в честь изобретателя — Fortuny.
Помимо шелка, для абажуров стали использовать еще и плиссированную
тафту, которая идеально соответствовала духу времени. Лампа от Мариано
стала очень модным элементом декора. В 1985 году права на выпуск Fortuny
выкупила итальянская компания Pallucco. Теперь домашнюю версию лампы
можно заказать в самых разнообразных вариациях. Также Pallucco адаптировала
культовую модель к современным реалиям: теперь для торшера используются
практичные светодиоды. У лампе есть диммер, с помощью которого можно
легко контролировать яркость освещения.
Глядя на Fortuny, не верится, что лампа создана почти 115 лет назад
— настолько стильно она выглядит в любом интерьере.
Автор: Арне Якобсен
1957 г.
Настольная лампа "AJ" напоминает необычную
птицу и является одним из культовых предметов интерьера, созданных
Арне Якобсеном специально для SAS Royal Hotel в Копенгагене в 1957
году. Знаменитый датчанин проектировал отель не только снаружи, но
и внутри – начиная с мебели (вспомним культовые кресла Swan и Egg)
и заканчивая дверными ручками.
Для основания лампы автор сначала выбрал железо. Оно имело яйцеобразную
форму, было довольно массивным, так как выполняло заодно и функцию
держателя для пепельницы. Для массового производства база стала выполняться
уже в облегченном варианте и от функции пепельницы, конечно, отказались.
Плафоны из легированной стали отлично акцентировали внимание на индустриальном
характере ламп AJ. Кроме того, дизайнер снабдил их поворотным механизмом,
положив начало применению точечного освещения.
В современной версии AJ производятся в виде настольных ламп, торшеров
и бра в самых разнообразных цветовых вариациях, но внутренняя часть
абажура неизменно белая. Производством лапм занимается датский бренд
Louis Poulsen.
 |
|
|
|
Фото: louispoulsen.com
|
|
|
Автор: Констанс Гиссе
2010 г.
Этот светильник - самый молодой из нашей подборки, но уже топовый.
Люстру, напоминающую мексиканское сомбреро, придумала французский
дизайнер Констанс Гиссе в 2010 году, еще будучи студенткой. Светильник
Vertigo сделан из железа и стеклопластика с цветным напылением, его
диаметр — почти два метра, но при этом он почти невесомый. Конструкция
приходит в движение при малейшем колебании воздуха, создавая эффект
головокружения (отсюда и название).
Права на производство светильника принадлежат французской компании
Petite Friture.
|
|
|
 |
Фото: petitefriture.com |
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
Использованы материалы с сайтов известных производителей светильников
и других открытых источников
|