Кенго Кума недавно создал Музей народного искусства для Китайской
Академии Искусств. Он расположен в городе Ханчжоу, на восточном побережье
Китая. Город славится своей природной красотой. В качестве одной из
семи древних столиц Китая, Ханчжоу был построен как город для имперского
правительства, а выгодное географическое положение и природные богатства
превратили его в мощный центр торговли и культуры. Множество политических
деятелей, ученых, философов, поэтов жило и умирало там.
В южной части города находится известная Китайская Академия Искусств
Ханчжоу - China Academy of Art (CAA). Ее кампусы, расположенные вдоль
реки в окружении старых лавровых деревьев, были построены меньше,
чем десять лет назад архитектором Ван Шу. Архитектор сам закончил
CAA, а совсем недавно, в 2012 году, получил престижную Притцкеровскую
премию и стал деканом Института архитектуры Китайской Академии Искусств.
Здание, построенное Кенго Кума, расположено выше остальных строений
академии, на бывшей чайной плантации. Тысячи изогнутых черепичных
плиток покрывают остроконечные крыши музея, создавая образ небольшой
деревни на холме. Здание имеет площадь 5000 квадратных метров и разделено
на сегменты, которые поднимаются шаг за шагом по наклонной плоскости
лесистого холма. Кенго Кума поясняет: "Чтобы справиться со сложным
рельефом, мы разделили здание на множество сегментов в виде ромбов.
Каждый блок имеет индивидуальную крышу, покрытую старой черепицей,
и выглядит как дом в деревне".
Металлическая сеть, натянутая на остекленный фасад, напоминает рыбную.
В ромбовидные ячейки этой сети поперек вставлены изогнутые черепичные
плитки, что дает дополнительную тень в интерьере. "Старую черепицу
от разрушенных домов в этом месте мы используем и на фасаде и на крышах
музея", - описывает Кума. "Их размеры различны, что помогает
архитектуре мимикрировать под ландшафт. Фасад, покрытый металлической
сетью с черепицей, снижает попадание солнечных лучей внутрь галерей".
Аналогичный прием Кенго Кума использовал в проекте музея Синьцзинь
Чжи (Xinjin Zhi Museum). Черепица спускается вниз строками на металлических
проводах вдоль фасада этого здания.
Благодаря ступенчатой форме здания, каждая галерея имеет несколько
уровней, соединенных деревянными и каменными пандусами. "Нашей
идеей было спроектировать здание, в котором бы чувствовалась сама
земля. Полы галерей следуют взлетам и падениям склона, на котором
стоит музей". Таким образом, Кума удается избежать горизонтальных
линий уровня пола, размыть любое понимание четкой программы здания,
что известный архитектор Клод Парент называл бы "архитектурой
наклона" (architecture of the oblique). Никто не может сказать,
сколько уровней имеет здание - высота и масштаб стерты. Параллельные
стены ромбических сегментов с некоторых ракурсов зрительно совпадают,
что сбивает перспективное восприятие глубины, обескураживает. В отличие
от тяжести и монолитности архитектуры Ван Шу, Кенго Кума создает пространства
иллюзии и двусмысленности.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
по материалам www.dezeen.com, www.architectural-review.com
|