АРХИТАЙМ!              
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Telegram-канал АРХИТАЙМ Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   КОНКУРСЫ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

"Архитектура в ином масштабе": интервью с Марией Романовой о дизайне выставочных пространств.

 

Что общего у дизайна выставочного пространства и архитектурного проекта? В чем различие между маркетинговым и художественным подходом дизайнера к работе над стендом? Каковы особенности кураторских выставок? Что необходимо знать для создания успешного выставочного пространства? И что важнее для дизайнера: эстетическая ответственность или бизнес-этика? Об этом и многом другом мы побеседовали с Марией Романовой, архитектором, руководителем студии "Анфилада МАРО" / Enfilade MARO Design & Architecture, профессором МААМ (IAA).

 



Экспозиция на АрхМоскве


- Мария, за последние два года вы курировали несколько выставочных проектов, выступали автором выставочных стендов профильных выставок. Почему вдруг эта деятельность стала для вас так важна, и вы начали уделять ей столько времени?


- Да, действительно, начиная с весеннего выставочного сезона 2018 года, мое участие в выставочных проектах стало более заметным. Эта деятельность мне очень интересна, потому что она объединяет в себе всё, что я знаю на своём профессиональном уровне.


- Вы имеете в виду архитектурное образование и практику в сфере архитектуры и дизайна интерьеров?

- Не только. Для работы над дизайном стендов иногда этого и достаточно, но мы же говорим сейчас не только о них. Есть выставочный дизайн как декорирование стендов, а есть маркетинг, ребрендинг компании, выход на новую целевую аудиторию, когда стоит задача показать новые или скрытые возможности компании. А есть кураторские выставочные проекты. Для этого нашего образования, опыта, практики и художественного воображения недостаточно.

- Но маркетинг и реклама - это же совсем другие сферы деятельности…

- Верно. Но я знаю обо всем этом не понаслышке. Кроме архитектурного образования, у меня есть опыт работы в международном рекламном агентстве. Пять лет я возглавляла направление по наружной рекламе, дизайну витрин, брендовых шоу-румов и салонов. У меня были как консультанты, так и учителя, а часто сами опытные и знающие заказчики становились проводниками. Работала большая команда, в которую пришли профи из сильнейших PR агентств.

Западные заказчики на семинарах и практике учили эффективным методикам и техникам мозгового штурма, психологии общения с клиентом, алгоритму и инструментарию поиска смыслов.

В процессе работы я познакомилась со всеми видами рекламных кампаний. Для меня лично это вылилось в авторские проекты по созданию фирменного стиля, брендирование, полномасштабную выставочную деятельность и работу с полиграфическим дизайном. Опыт, полученный за эти пять лет, можно по праву назвать "мои университеты". И хотя в этом "университете" не выдают диплом в PR сфере, полученные знания, помноженные на художественное и архитектурное образование, как мне кажется, дают неплохой результат. По крайней мере, я всегда могу этим воспользоваться.

- А языковой барьер не мешал изучать психологию рекламной деятельности и работать с западными коллегами и заказчиками? Или вам помогали профессиональные переводчики?

- В переводчиках не было необходимости. К тому моменту у меня было второе высшее образование. После института, поработав 1,5 года в мастерской Гражданстройпроекта, начав реальное проектирование с применением большепролетных деревянных конструкций совместно с финской компанией, мне стало не хватать свободного владения английским. Хотя до этого была школа с углубленным знанием английского языка, курс TOEFL, годичный языковой курс переводчиков ЮНЕСКО, я предприняла попытку поступления в университет им. Мориса Тореза. К моему удивлению и счастью, была принята, и два года училась на дневном переводческом отделении. Так что я дипломированный переводчик по основной специальности. Именно после этого и практики в Кембридже меня и пригласили в международное агентство. Так оба образования соединились в моей работе.

- Почему же вы ушли из рекламы?

- Мне захотелось большего. Я почувствовала, что переросла предлагаемые мне масштабы работы. Поэтому, накопив творческий багаж, я вернулась с ним в архитектуру и дизайн. И потом, меня вернули сами заказчики. Со второго года работы я плотно занималась дизайн- и архитектурными проектами в рамках масштабных рекламных кампаний, которые далее естественным образом перетекали в широкое коммуникативное поле с заказчиками. Я считаю, что нужно заниматься тем, что любишь, и к чему лежит душа. Но я оставила себе эту сферу деятельности как составную часть работы.

- Но если вернуться к выставочному дизайну, почему архитектурное сообщество не слышало об этой сфере вашей деятельности до 2017 года?

- Выставочный дизайн как раздел деятельности был всегда. В основном я работала для французских и бельгийских компаний, делала концепции брендирования на крупных мебельных выставках. Но для меня это были обычные рабочие моменты. Ведь мало кто использовал в России принцип кураторства выставок, это сравнительно недавняя тенденция. И приглашать дизайнеров для создания стенда, для имиджа в выставочные проекты также не было столь распространено в России. А если и было, то не становилось предметом резонанса. Те, кто знали, чем я занимаюсь, те приглашали и приглашают. В деятельности моей Студии это занимает немалую часть времени.

АрхПароход


- А лично для Вас насколько это приятный вид деятельности? И как вы относитесь к тому, что сейчас многие компании приглашают дизайнеров и архитекторов для совместной работы на выставках?


- Невозможно односложно ответить на эти вопросы. Начну со второй части вопроса. Выставочным дизайном занимались и занимаются многие архитекторы и дизайнеры. Это такие же архитектурные или дизайн- проекты, но в ином масштабе. Иногда даже более ответственные, чем интерьерные проекты, где можно что-то исправить перед съемкой, добавить или откорректировать в процессе эксплуатации и освоения. Все имеют право на ошибку, но к экспозиционному дизайну, особое внимание и свой спрос, - выставочные проекты долго готовятся, но мало живут (порой всего 3-4 дня). Лучше сказать так, - малейшая ошибка бьет наотмашь по дизайнеру.

А по смыслу работы всё то же самое: изучение и анализ, сценарий и концепция, проектирование и выбор материалов (изделий), стройка и реализация. И это всегда авторский стенд, аналогично авторскому проекту.

Однако нужно различать профессиональный маркетинговый подход, который начинается с исследования всех аспектов деятельности компании, которая вас приглашает, и личный, субъективный, порой очень высокохудожественный подход дизайнера к работе над стендом. Очень часто дизайнер, архитектор в проекте присутствует, но он сработал на свой личный имидж, а лица самой компании, самого бренда нет.

- И как быть компаниям?

- Приглашая популярного в соцсетях дизайнера, компания-экспонент собирает большую аудиторию, лайки. Но целевая ли это аудитория? Это вопрос. Если цель повысить узнаваемость и цитируемость, то - да. Но это не рекламная кампания. Это одно из ее направлений. И этого не достаточно. Смешно предположить, что на следующий после выставки день у дверей компании выстроится очередь заказчиков. Половина посетителей выставки запомнят дизайнера и шумиху с фотосессиями, но не сам продукт, бренд.

Хотя хайп - это часто то, к чему стремятся осознанно. И это не плохо и не хорошо. Это примета времени. Но при этом нужно помнить, что трехдневная шумиха должна потянуть за собой большую комплексную работу, чудес не бывает. Компаниям нужно сначала определиться, зачем они идут участвовать в выставке.

Презентация Cisal: "Русские сезоны Карима Рашида" в доме Смирнова, 2016
Batimat 2019, Kadom Veniz
Экспозиция на Batimat 2019
Арткамень на АрхМоскве

- А что важнее для дизайнера? Имидж компании или красота?

- Я бы не стала так ставить вопрос. Выставочные проекты для приглашенного куратора или дизайнера, это про эстетическую ответственность, про доверие и бюджет заказчика, про бизнес этику и человеческие отношения. Собственно, все это об ответственности, предлагаемых действиях и их последствиях. И, конечно, это то, что на английским языке красиво называется mutual interests. Конечно, красота, эстетика и новизна дизайна важны, стенд должен запомниться, а сначала удивить, пригласить, затянуть зрителя, посетителя внутрь. Но идти в это только ради себя, самопиара и самопродвижения - ложный путь.

Стенд Hanak на Batimat
Экспозиция JAB на АрхМоскве
Стенд на АрхМоскве


- Что вы можете сказать о кураторских проектах? Например, о фестивале BIF Союза Архитекторов, который проводился в ЦДА в Гранатном в ноябре 2019?

- Кураторские проекты - это философия и высказывание куратора на заданную тему. Они воплощаются и реализуются иначе. Сценарное и литературное лежит в основе, - далее ищутся пути воплощения. Всё зависит от поставленной задачи. Это может быть обширная деловая программа и минимальный визуальный ряд. Может быть фестивальная площадка с интерактивным действием, а может быть большой выставочный концептуальный или коммерческий проект. Всё как в искусстве. На тему одного сценария можно снять авторский, эстетский рисованный мультфильм, можно поставить антрепризу или драматический спектакль, можно снять документальный или художественный фильм. И все это может быть на одну и ту же тему, заданную одним словом или даже известной картиной.

- Картиной? Приведете пример.


- Это вопрос для целого мастер-класса. Я готова его провести. Взять, например, картину Юрия Пименова "Новая Москва". Она может стать и темой целого сценария для фильма или короткого рекламного ролика, и источником вдохновения, и основным изображением рекламного контента, а может стать основным имиджем приглашения к круглому столу на тему организации движения в Москве или сохранению исторического наследия города. И в каждой шутке есть доля шутки… Бесспорно одно, - ИСКУССТВО - великая сила.

- Эта фраза прекрасно подходит для завершения интервью, и все же не могу не задать еще один вопрос. Мария, вы автор и ведущий программы "Зачем ты это сделал?" на канале Artplay Today. А вам самой задавали такой вопрос в контексте вашей выставочной деятельности?

- Конечно, и не раз. Он так в принципе и звучит: "Тебе-то зачем это нужно?" Ответ и простой, и сложный. И хотя все вопросы этого интервью, а также мои ответы были сложносочиненными, сейчас могу ответить коротко - это часть моей профессии, я её знаю и люблю, а она отвечает мне взаимностью. Кстати, мы продолжаем работу над Best Interior Festival, событие 2020 года пройдет в ноябре в Гостином Дворе, и я рада снова быть его куратором.

Мария Романова, куратор BIF 2019


Интервью провел Олег Сочалин для ARCHITIME.RU

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Международный архитектурный фестиваль "Зодчество'19"

Второй Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival (BIF)
Преодоление стереотипов, новые тренды и интерактивная экспозиция - в Москве прошел Всероссийский фестиваль BIF 2019


Преодоление стереотипов, новые тренды и интерактивная экспозиция - в Москве прошел Всероссийский фестиваль BIF 2019

© 2007 - 2020, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

10 лайфхаков для продвижения архитектора