Пьер Витторио Аурели
Меньше
— значит достаточно
Архитектурный и дизайнерский минимализм возникает и развивается на пересечении
эстетики, идеологии и экономики. Распутать этот клубок начиная с традиции
раннехристианского аскетизма и заканчивая социальным жильем XX века
пытается один самых ярких современных теоретиков архитектуры Пьер Витторио
Аурели.
Сергей Кавтарадзе
Анатомия
архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле
Цель книги искусствоведа Сергея Кавтарадзе – максимально простым и понятным
языком объяснить читателю, что такое архитектура как вид искусства.
Автор показывает, как работают механизмы восприятия архитектурного сооружения,
почему зритель получает от него эстетическое удовольствие. Книга учит
самостоятельно видеть и анализировать пластические достоинства формы
и бесконечные слои смыслового наполнения архитектурных памятников, популярно
излагая историю европейских стилей и логику их развития.
С. О. Хан-Магомедов
"Конструктивизм.
Концепция формообразования"
Это легендарная книга, которая более не издается и представляет
букинистическую ценность. Издана внига в 2003 году. В последние годы
в продаже эту редкую коллекционную книгу найти очень трудно, но периодически
она все же появляется в Лавке Архитектора при МАрхИ или на Авито,
можно ловить моменты.
В книге вы найдете подробный рассказ о стиле конструктивизм,
который остается актуальным и сегодня, переживая сейчас новый всплеск
популярности. Конструктивизм в советском искусстве и архитектуре - известнейшее
авангардное течение 1920-х гг, прославившее нашу страну. В книге множество
иллюстраций, многие фото работ конструктивистов опубликованы в ней в
первый и последний раз. По сути, это энциклопедия по стилю "конструктивизм",
необходимая на полке каждого архитектора, дизайнера и художника.
Борис Гройс
Публичное
пространство: От пустоты к парадоксу
Рассуждение философа о происхождении, природе и функциях общественного
пространства, которое Гройс рассматривает как комплексный социально-культурный
феномен. В своем эссе Гройс задается вопросом о том, каким образом публичное
пространство, пустотное по своей природе («Общественное пространство
понимается как своего рода вакуум», — пишет философ) может оказаться
топосом, конституирующим общество и общественную жизнь, отмечая парадоксальность
проекта: «Архитектор должен заниматься строительством вакуума, но строительство
чего-либо всегда является строительством некой закрытости. Это означает,
что архитектура, которая пытается создать общественное пространство,
в то же время должна стать, так сказать, антиархитектурой». Гройс полагает,
что в современном мире общественное пространство создается по преимуществу
медиа и современным туризмом — медиапокрытием и взглядом туриста, которые,
однако, создают «не построенное, а виртуальное общественное пространство
прозрачности». Архитектура и дизайн же в этой ситуации разворачиваются
в новую сторону — в сторону аутентичности и честности.
Ле Корбюзье
Когда
соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей
Книга выдающегося архитектора XX века Ле Корбюзье (1887–1965), впервые
опубликованная в 1937 году, объединяет в себе документально-художественное
повествование о первом посещении автором Америки и размышления о судьбах
зодчества в эру технологического прогресса и урбанизма.
Даша Парамонова
Грибы,
мутанты и другие: архитектура эры Лужкова
Оценки лужковской архитектуры единодушны – здания такого безобразного
эстетического и технического качества должны как можно скорее исчезнуть
из московской застройки. Однако возможна и другая оптика. Книга выпускницы
и преподавателя Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» архитектора
Даши Парамоновой – остроумная попытка рассмотреть архитектурное наследие
лужковской Москвы как бесценное свидетельство тех перемен, которые претерпело
российское общество в постсоветскую эпоху.
Мэтью Фредерик
101
полезная идея для архитекторов
"...Настоящий архитектурный стиль не является результатом сознательных
усилий и стремления добиться определенного внешнего вида. Он получается
косвенно - иногда даже случайно - вследствие целостного подхода. Строитель
американского колониального дома в 1740 году не думал: «Мне нравится
колониальный стиль, пожалуй, выберу именно его». Дома строились скорее
исходя из имеющихся материалов и технологий, а внимание уделялось пропорциям,
масштабу и гармонии. Колониальные окна имели мелкую расстекловку не
из-за стремления архитектора придерживаться данного стиля, а из-за того,
что технологии того времени позволяли массово производить и перевозить
стекла...
В северном полушарии:
Солнечный свет из окон, обращенных на север, обычно не дает тени, он
рассеян и нейтрален или немного сер в течение большей части дня на протяжении
почти всего года.
Солнечный свет из окон, обращенных на восток, сильнее всего утром. Он
обычно низок, дает мягкие, длинные тени и окрашен в серо-желтый цвет.
Солнечный свет из окон, обращенных на юг, доминирует с позднего утра
до середины дня. Обычно он точно передает цвета и отбрасывает сильные,
резкие тени.
Солнечный свет из окон, обращенных на запад, окрашенный в насыщенный
оранжево-золотой цвет, сильнее всего на стыке дня и вечера. Он проникает
глубоко в здания и иногда может быть слишком назойливым..."
Джулия Ловелл
Необычайно
восхитительно: архитектура и власть в Китае
Жесткая аргументация Ловелл заставляет задаться закономерным вопросом:
к чему приведут непомерные архитектурные амбиции китайского руководства,
если пузырь на рынке недвижимости Китая лопнет?
Когда-то Мао Цзэдун назвал китайский народ «чистым листом бумаги, на
котором можно написать любые иероглифы». Таким же было и его отношение
к городам Китая во время Культурной революции. Однако действия Мао кажутся
пустяками в сравнении с политикой его последователей, отказавшихся от
всяких ограничений, — сегодня Китай переживает урбанизацию в масштабах,
которых не знала мировая история. В своем эссе известный синолог Джулия
Ловелл анализирует китайскую политику в сфере архитектуры и городского
строительства. Круг действующих лиц широк — это и западные архитектурные
звезды, слетевшиеся в Китай, как мухи на сладкое, и политические диссиденты,
такие как Ай Вейвей, и непокорные жители, бесстрашно поющие песни, глядя
на приближение бульдозеров.
Том Уилкинсон
Люди
и кирпичи: Десять архитектурных сооружений, которые изменили мир
Книга Тома Уилкинсона – захватывающее путешествие в историю архитектуры,
в ходе которого вам предстоит познакомиться с десятью великими сооружениями,
удаленными друг от друга во времени и пространстве: из Древнего Вавилона
вы попадете во Флоренцию эпохи Возрождения, в Пекин рубежа XVIII–XIX
веков, в Лондон 1930-х годов, а затем и в современный Рио-де-Жанейро.
Люди живут в архитектурной среде, а она, в свою очередь, формирует их
взгляды и определяет поведение. Это взаимовлияние и есть предмет авторского
интереса. Том Уилкинсон поднимает самые разные темы – секс, власть,
нравственность, труд, здоровье – в контексте их связи с гармонизацией
пространства. Вы узнаете, как окружающие нас здания формируют человеческое
мировоззрение – и наоборот.
Фрэнк Ллойд Райт
Исчезающий
город
Один из главных архитекторов XX века, Фрэнк
Ллойд Райт, построил здания, которые изменили наши представления
об архитектуре, однако его идеи были намного амбициознее: он хотел изменить
саму суть города — лишить его плотности и центра и рассредоточить на
большой территории, в природе. «Исчезающий город» — подробный и страстный
манифест этого радикального проекта.
"...Городское счастье правоверного горожанина состоит в том, чтобы
жить в тепле и тесноте в согласии с людскими толпами..."
Вальтер Гропиус
Круг
тотальной архитектуры
Вальтер Гропиус (1883–1969) — ключевая фигура архитектурного пантеона
ХХ века, стоящая в одном ряду с Фрэнком Ллойдом Райтом, Ле Корбюзье
и Мисом ван дер Роэ. Основатель Баухауcа и теоретик модернизма, Гропиус
на протяжении десятилетий последовательно задавал ключевые вопросы,
целясь в наиболее болезненные точки современной архитектуры, и зачастую
формулировал исчерпывающие ответы. Доказательство его беспримерной последовательности
— эта книга-манифест, изданная в 1955 году. В ней собраны эссе, статьи,
записи выступлений архитектора за тридцать лет: самая ранняя из глав
книги — «Индустрия домостроения» — впервые была опубликована в виде
статьи в 1924 году, самая поздняя — «Архитектор — ведoмый или ведущий?»
— в 1954-м. Обе органично вошли в структуру книги, доказывая, что Гропиус
не менял убеждений, а лишь выверял на практике (как в первом случае)
и развивал концепции, впервые намеченные в эпоху Баухауcа.
Альдо Росси
Научная
автобиография
«Научная автобиография» Альдо Росси (1981) — это не просто история жизни
одного из крупнейших послевоенных архитекторов, рассказанная от первого
лица, но в первую очередь попытка понять, каким образом складывается
индивидуальный способ думать, видеть и работать, — внимательная инвентаризация
воспоминаний и прочитанных книг, художественных впечатлений, встреч
и путешествий в их связи с главным делом Росси — архитектурой.
Элиас Канетти
Гитлер
по Шпееру
«Строительные планы Гитлера, как их показывает Шпеер, – это, пожалуй,
самая ошеломляющая часть его книги.
Поскольку они представлены в фотографиях и являют разительный контраст
со всем, к чему стремится современная архитектура, то, естественно,
привлекли к себе наибольшее внимание. Каждому, кто бросит на них хоть
беглый взгляд, они запомнятся навсегда…»
Чарльз Дженкс
Язык
архитектуры постмодернизма
Критикуя невыразительность современной архитектуры Запада, автор показывает,
каким образом архитектура может функционировать в качестве средства
общения. В ней есть элементы и системы, сравниваемые по их роли со словами,
синтаксисом, семантикой, метафорами, которые архитектор может сознательно
и последовательно использовать для того, чтобы облик его здания был
понятен людям. Завершающая глава книги анализирует практику архитектуры
постмодернизма, который становится одним из влиятельных направлений
архитектуры капиталистических стран, отражением ее кризиса и одной из
попыток выйти из него — главным образом через обращение к опыту архитектуры
прошлого.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОДБОРКИ КНИГ ПО АРХИТЕКТУРЕ ЗДЕСЬ
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|