|
«ГЭС-2» в Москве |
|
||||||||
|
|||||||||
Реставрация ГЭС-2 стала крупнейшим проектом преобразования
бывшего промышленного здания в открытое культурное пространство, который
был реализован в мире за последние годы. Дом культуры «ГЭС-2» станет
важнейшим центром культуры на карте Москвы.
Дом культуры «ГЭС-2» занимает здание бывшей городской электростанции, построенной в 1904–1907 гг. на Болотной набережной в центре Москвы по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. В 2009 году зданию ГЭС-2 был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Проект реконструкции, задачей которого было максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую площадку, стал первой работой Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России.
«Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным. Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство; сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только любителям и ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого». Ренцо Пьяно, архитектор RPBW Дом культуры «ГЭС-2» — новая постоянная площадка фонда
V–A–C в Москве. Цель Фонда, основанного в 2009 году Леонидом Михельсоном
и Терезой Иароччи Мавикой, — переосмыслить систему художественного
производства и производства знаний средствами современного искусства.
Вместе с художниками V–A–C расширяет пространство культуры: реализует
проекты вне дисциплинарных границ и участвует в разработке «Для меня культура — это процесс
познания мира вокруг нас, мира других людей, мира внутри себя. Иными
словами, культура — это средство прямой коммуникации всех со всеми,
в самых разнообразных формах. И Дом культуры „ГЭС-2“ есть не что иное,
как открытое для всех пространство культурных Леонид Михельсон, президент фонда
V–A–C
Здание «ГЭС-2» — здание выведенной из эксплуатации электростанции ГЭС-2 на Болотной набережной и прилегающая к нему территория. Общая площадь: 2 га (150х150 м) 1. Фронтальная часть 2. Правый ризалит 3. Левый ризалит 4. Основная часть 5. Актовый зал Своды: 2 000 м2 Центр художественного производства «Своды» находится в отдельно стоящем здании XIX века, которое принадлежало известному фабриканту Ивану Смирнову. Сейчас здесь располагаются мастерские для профессионалов: столярная, слесарная, текстильная и керамическая, фотолаборатория, студии шелкографии и 3D-печати, студия звукои видеозаписи. Роща На искусственном холме (эксплуатируемой кровле) со сложной системой полива высажены более 600 берез и 80 000 кустарников. Через Рощу проходит прогулочная тропа, по которой можно попасть на смотровую площадку Бельведер. Двор Парковка Под Двором и Рощей находится двухуровневая Парковка на 207машиномест с зарядными станциями для электромобилей. Экологичность Здание претендует на получение золотого сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). «ГЭС-2» активно использует возобновляемые источники энергии. – На крыше установлены солнечные батареи, которые вырабатывают до
10 % потребляемой «ГЭС-2» электроэнергии.
«Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» — монументальный новый проект, созданный специально для «ГЭС-2», и один из трех основных проектов первого сезона. Работа исландского художника Рагнара Кьяртанссона представляет собой живую скульптуру протяженностью в 10 метров в центральном пространстве здания. Вдохновением для работы Кьяртанссона послужил одноименный телесериал, который снимался с 1984 по 1993 год. Первая зарубежная американская мыльная опера, которую показали в России, и самая долгая в истории отечественного телевидения, «Санта-Барбара» стала культурным феноменом постсоветского пространства, сформировав мечты и стремления целого поколения зрителей, которые смотрели ее и погружались в другой мир и другой образ жизни. Вероятно, «Санта-Барбара» и в самом деле оказала влияние на культурную историю современной России.
Художественный метод Рагнара Кьяртанссона разворачивается вокруг
театральности и ритуала и их общей черты — повторения и многократного
воспроизведения. Под руководством Кьяртанссона профессиональная киногруппа
во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир поставит на русском
языке, снимет и выпустит 98 эпизодов теленовеллы на глазах у посетителей
Дома культуры. Съемки каждой серии должны уложиться в сутки. Все сцены
снимаются с единственного дубля. Декорации, костюмы и реквизит каждого
эпизода воспроизводят те, что
Переснимая серию за серией в режиме реального времени, Кьяртанссон пишет своего рода масштабное историческое полотно, которое превращается в живую перформативную скульптуру. Суть такого титанического начинания связана с давним интересом Кьяртанссона к тому, как культурные продукты и их эмоциональная сила могут изменить жизни людей. Грандиозные декорации, которые протянулись во всю длину здания, станут частью зрелищной динамической скульптуры, синхронизируя прошлое с настоящим и будущим. «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона — это еще и размышление о влиянии вымысла и популярной культуры на историю, современность и реальность.
Рагнар Кьяртанссон — художник и музыкант. Родился в Рейкьявике в
1976 году. В своей практике использует различные художественные приемы
и медиумы. Его видеоинсталляции, перформансы, рисунки и картины затрагивают
историю кино, музыки, литературы. Работы Кьяртанссона созданы под
влиянием классической драмы и театра, они эмоциональны, в них есть
юмор. Подражание и театрализованная постановка становятся ключевыми
инструментами художника для того, чтобы передать неподдельные чувства.
Персональные выставки и перформансы Рагнара Кьяртанссона прошли в
Художественном музее Штутгарта, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Художественной
галерее Барбикан в Лондоне, Музее Хиршхорна и Саду скульптур в Вашингтоне,
Художественном музее Рейкьявика, Дворце Токио в Париже и Новом музее
в Нью-Йорке. В 2009 году он представлял Исландию на Венецианской биеннале,
а в 2013 году его работы были показаны на главной
Кураторы: Рагнар Кьяртанссон и Ингибьорг Сигурьонсдоттир.
Второй проект, открывающий сезон, — это групповая выставка «В Москву! В Москву! В Москву!», на которой избранные произведения Рагнара Кьяртанссона представлены вместе с работами других художников, в том числе выполненными специально для «ГЭС-2». Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!» задумана в связи с перформансом «Санта-Барбара» и посвящена исследованию творчества художников, с которыми Кьяртанссон вместе работал, и тех, кем он восхищается. Проект под кураторством Рагнара Кьяртанссона и его супруги Ингибьорг Сигурьонсдоттир представляет очень личное собрание близких им художественных работ, которое можно сравнить с камерной встречей гостей за ужином.
Выставка организована таким образом, чтобы усилить эффект от каждой работы за счет формальных или содержательных созвучий, перекличек и параллелей. 144 «Монохрома» Дика Пейджа с поэтическими названиями, которые изначально должны были стать оттенками теней, румян, помады и других средств макияжа, отзываются на 144 портрета художника Палла Хаукура Бьорнсона, которые Кьяртанссон ежедневно писал с натуры в исландском павильоне на 53-й Венецианской биеннале. Тистер Гейтс размышляет о способности религии переносить человечество в иную, преобразующую плоскость, где мир может меняться к лучшему. Его «Сложные отношения между небесным и земным, или Когда мы веруем» (2014) перешептываются с произведением Уны Бьорг Магнусдоттир «Ложное убеждение» (2014), где художница метафорически уподобляется пророку, чье откровение не может быть передано обычным языком, не утратив своей абсолютной истинности. «В Москву! В Москву! В Москву!» исследует такие сюжеты, как роль красоты, неоднозначность искусства, меланхолия, повторение, ностальгия, значение клише, цикличность, сила искусства и вымысла.
Специально для этой выставки Хилдигуннур Биргисдоттир придумала работу, замуровав в стены «ГЭС-2» обычные предметы домашнего обихода, доставленные интернет-магазином из Китая. Художница привлекает наше внимание к вездесущей банальности повседневных вещей, на которые мы обычно не обращаем внимания, показывая современную цивилизацию глазами археологов из будущего. В то же время в новой работе Рагнара Кьяртанссона заходит речь о событии из прошлого и его жутковатом повторении в наши дни. Двухканальное видео «Грозныйпрегрозный» посвящено полотну Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), которое подвергалось нападению дважды — в 1913 и 2018 годах. Злополучный холст, вызывающий неконтролируемые эмоциональные реакции, послужил Кьяртанссону поводом для новых размышлений о силе воздействия искусства на человеческую душу.
Фотосерия Ольги Чернышевой — портреты водителей междугородних автобусов,
следующих в столицу, — тоже называется «В Москву» и отсылает к атмосфере
чеховских пьес — в частности, к драме «Три сестры», где Москва превращается
в метафору недостижимых перемен и жажды осмысленной жизни. По словам
кураторов, «фраза „В МОСКВУ!“ перекликается с идеей неизбывного стремления
к чему-то прекрасному, но недосягаемому. Иногда это стремление можно
на миг утолить с помощью произведений искусства. Однако все та же
несбыточная мечта толкает нас к художественному творчеству».
Кураторы: Мария Крамар, Андрей Паршиков, Ольга Цветкова, Елена
Яичникова
«Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» — это третий и финальный проект открытия Дома культуры «ГЭС-2». Яркая мультиформатная выставка включает в себя работы молодых российских художников и посвящена преобразующей и освободительной силе карнавала. Художники, хореографы, драматурги, музыканты, композиторы и комики вместе переизобретают карнавал, чтобы понять, каким он может быть сегодня. Участники проекта обращаются к российскому опыту и стремятся обнаружить в нем соответствующие практики, укорененные в народной культуре, пришедшие на волне преобразований 1990-х или появившиеся позже. Название проекта «Я моторы гондолы разбираю на части» заимствовано из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль», выпущенной 31 декабря 1999 года. Четыре части, упомянутые в названии, — это выставка с живыми выступлениями, уличная танцевальная процессия, стендап-программа и ночной рейв. Архитектурное решение выставки воссоздает праздничную городскую площадь. Бюро KOSMOS architects спроектировало шатры и широкие проходы между ними, как будто предназначенные для народных гуляний. В представленных работах затрагиваются разные стороны карнавальной культуры: переодевание и самовыражение посредством костюма, примерка новой идентичности и создание вымышленной параллельной реальности, ниспровержение иерархии и смешение «высокой» и «низкой» культуры, физическое соприсутствие людей в публичном пространстве. В историческую часть выставки вошли произведения 1990-х и 2000-х годов, в которых костюмы являются частью игры в перевоплощение и способом проявить себя и вместе с тем отражают дух времени, сочетая крайности в настроениях, характерные для раннего постсоветского периода. Авторы новых работ, созданных специально для «ГЭС-2», рассматривают карнавальную культуру с выгодной позиции сегодняшнего дня, чтобы исследовать ее актуальность.
Двухчасовая танцевальная процессия «Думаю, вам показалось» хореографа Татьяны Чижиковой и художницы Полины Бахтиной предлагает участникам пройти траекторию от вымышленного карнавального веселья к переживанию экстаза и внутреннему освобождению. Смеху и юмору как неотъемлемым частям карнавала и народной культуры посвящена программа стендап-выступлений «Новые шутки о главном». Она будет разворачиваться в течение шести вечеров на сцене в центре выставочного пространства. Наряду со стендап-лекциями популярных комиков о природе смешного и советском юморе в проект входят концерты-шоукейсы московских объединений «Фемстендап», «Альтернативная комедия» и «Импров».
Рейв в «ГЭС-2» соберет в коллективном действе очень разноплановых музыкантов. Приквелом к «Третьей части ночи» станет перформанс художника Алексея Таруца, посвященный интенсивным эмоциональным переживаниям, которые вызывают массовые музыкальные мероприятия. ЗА ПРОГРАММОЙ МЕРОПРИЯТИЙ НА ГЭС-2 ВЫ МОЖЕТЕ СЛЕДИТЬ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ДОМА КУЛЬТУРЫ.
|
|||||||||
КАРТА: |
|||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: |
|||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||