"Архитектурная реинкарнация Мерилин Монро",
межгалактический корабль, распустившаяся роза, артишок и даже супермен
- это лишь часть ассоциаций, которые вызывает у архитектурных критиков
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Такой полет фантазии во многом вдохновлен
особенностями стиля деконструктивизм: нарочито сложным формальным языком,
архитектурными формами, которые постоянно пересекаются, и причудливо
изогнутыми поверхностями. Какой же образ автор проекта Фрэнк Гери в
действительности взял за основу? Зачем архитектору понадобилось программное
обеспечение, разработанное для аэрокосмической промышленности? Что такое
"эффект Бильбао"? И как Фрэнк
Гери изменил отношение заказчиков к wow-эффектам в
архитектуре? Об этом читайте в нашей статье...
Фрэнк Гери - один из самых ярких приверженцев стиля
деконструктивизм - всегда создавал здания, которые никого не оставляют
равнодушным. Причем мнения о его постройках одновременно могут быть
самыми восторженными и резко осуждающими. Музей Гуггенхайма в Бильбао
- яркий тому пример. Даже сам Гери признался, что на открытии музея
его посетила мысль: "Боже! Что же я наделал?!" А в результате
спроектированный им Музей Гуггенхайма превратил промышленный город Бильбао
в один из культурных центров мира.
Здание находится на набережной реки Нервьон. Раньше
здесь располагался порт для торговых судов. Но в начале 1990-х мэрия
города приняла решение вдохнуть новую жизнь в этот пришедший в упадок
и заметно обветшавший район Бильбао. Собственно история участка, где
построен Музей Гуггенхайма, и вдохновила архитектора на создание концепции
проекта. Фрэнк Гери рассказал, что в основе проекта лежит образ разбитого
корабля, который собран заново. Собственно такой подход к формообразованию
и является основой деконструктивизма.
Музей Гуггенхайма в Бильбао представляет собой сочетание
множества разных по величине и форме архитектурных объемов. Общая композиция
здания построена вокруг центрального атриума высотой 55 метров. Внутренние
пространства разнородны и наряду с десятью прямоугольными залами здесь
присутствуют помещения самых неожиданных форм.
Из-за математической сложности конструкции, чтобы максимально
точно воплотить свою концепцию Фрэнк
Гери решил работать с передовым программным
обеспечением - CATIA, изначально созданным для аэрокосмической промышленности.
Для внешней оболочки здания архитектор выбрал 33 тысячи чрезвычайно
тонких титановых листов. Каждый из них задуман как отражатель света,
поэтому поверхность здания изобилует различными цветовыми оттенками,
реагируя на волнение реки Нервьон, солнечный свет и движение облаков.
Сложные математические расчеты нужны были и для того, чтобы Музей Гуггенхайма
Фрэнка Гери не повторил судьбу другого его проекта - лос-анджелесского
концертного зала "Уолт Дисней", фасад которого отражая солнечные
лучи нагревал улицу и близлежащие здания до очень высоких температур.
Два других материала, используемых в строительстве - известняк и стекло.
Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает площадь 24 тысячи
квадратных метров, из которых 11 тысяч отведены для выставочных залов.
В дополнение к пространствам галерей здесь располагаются офисы, аудитория
на 300 мест, магазины, кафетерий и два ресторана.
С самого момента открытия Музей Гуггенхайма в Бильбао
ежегодно принимает около миллиона посетителей. Благодаря оригинальной
архитектуре здание стало настоящей визитной карточкой города, привлекая
в Бильбао множество туристов со всего мира. Осмысляя подобный эффект,
исследователи даже ввели термин "эффект Бильбао", которым
теперь характеризуется феномен стремительного роста популярности не
самого известного ранее места, за счет внедрения в архитектурный контекст
wow-эффекта.
Существует предположение, что именно "эффектом
Бильбао" объясняется бум на оригинальную архитектуру в Объединенных
Арабских Эмиратах, где wow-эффект стал чуть ли не обязательной составляющей
проекта. Косвенно это подтверждает тот факт, что Музей
Гуггенхайма в Абу-Даби тоже проектировал сам Фрэнк Гери.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: guggenheim-bilbao.eus, archdaily.com, khanacademy.org,
archilovers.com
|