ГАУДИ, КИРПИЧ, БАРСЕЛОНА
Архитектурный облик Барселоны неразрывно связан с именем
Антонио Гауди. А кирпич был одним из любимых материалов архитектора,
так как позволял экспериментировать с конструкцией, создавая новые ее
формы. Так, при реконструкции дома богатого текстильного фабриканта
Жозепа Бальто в 1904-1906 годах, Гауди разработал оригинальную систему
распределения веса за счет параболических арок, сложенных из кирпича.
Система эта, подобно скелету гигантского животного, обладала большой
устойчивостью.
Возможно, к этому эксперименту Гауди подвигли его расчеты
опорных элементов Diposit de les Aigues (резервуара для воды), ставшего
впоследствии библиотекой Университета им. Пумпеу Фабры. Проект этого
здания в 1874 году создал испанский архитектор Жузеп Фонсере, помощником
которого и был молодой студент Гауди. Само строительство было завершено
в 1880 году.
ПОЧЕМУ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ КИРПИЧ?
Резервуар для воды был необходим для регулирования потока
водопада в парке Цитадели и полива множества растений в нем. Конструктивная
сложность заключалась в том, что огромный резервуар емкостью 15 000
кубометров должен был находиться на высоте более 14 метров. Это требовало
значительной прочности опор. Чтобы решить данную задачу, Фонсере использовал
кирпич. Он спроектировал структуру, состоящую из кирпичных столбов толщиной
1 метр и высотой 14 метров. Эти столбы поддерживали арки шириной 4 метра.
Стены перфорированы массивными отверстиями, чтобы уменьшить количество
необходимых строительных материалов и рабочей силы. В результате перегородки
в стенах выглядят как ряд независимых столбов, что очень напоминает
конструкцию древних римских водохранилищ. Впоследствии, именно большие
проемы в стенах, благодаря которым внутрь сооружения проникает большое
количество естественного света, позволили сделать здесь библиотеку.
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
По своему прямому назначению здание использовалось всего
4 года. После этого здесь, в разное время, располагались склад пожарной
команды, судебный архив, приют для сирот. Лишь в 1992 году здание перешло
в собственность Университета им. Пумпеу Фабры, после чего и началась
его реконструкция.
Архитекторы Луис Клотет и Игнасио Парисио, работавшие
над проектом, в первую очередь стремились максимально сохранить оригинальное
здание, чтобы не нарушить чувство спокойствия и тишины, навеваемое архитектурой
XIX века. Поэтому в интерьерах они использовали исключительно сборные
модули: кованые лестницы, стеллажи, полки, металлические конструкции,
разделяющие пространство на несколько вертикальных уровней и т.д. Все
эти современные элементы очень тонко отделены от оригинальных кирпичных
стен, и создается впечатление, что, если убрать все нововведения, от
современной библиотеки не останется и следа.
Представители университета описывают библиотеку как
пространство, объединяющее современность и качество. Современность -
это приверженность потребностям университетского сообщества, а элемент
качества - результат умелой адаптации пространства к новому использованию.
Коллекция библиотеки на сегодняшний день состоит из
573 786 томов.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: www.cafur.es, www.archdaily.pe, www.bmiaa.com, arquitectures234.blogspot.com
|