Всемирный фестиваль архитектуры (WAF) - это одно из самых престижных
мероприятий, посвященных архитектуре. Первые четыре фестиваля 2008-2011
прошли в Барселоне, затем мероприятие переехало еще на 4 года в Сингапур.
С 2016 года принимающими городами стали Берлин и Амстердам. Это уникальный
фестиваль, где около 550 лучших архитекторов представляют на суд жюри
свои проекты. Один из таких проектов получает Гран-при и звание "Здание
года". Участие в WAF - это прекрасная возможность для любого
архитектора получить ценный опыт, проверить на международном уровне
свои идеи, заявить о себе. WAF 2020 года запланирован на период с
2 по 4 декабря и должен пройти в Лиссабоне. А мы решили вспомнить,
какие 12 построек за годы проведения фестиваля стали "Зданиями
года".
WAF-2008. Учебный корпус Университета
Луиджи Боккони. Милан, Италия
Архитекторы: Grafton Architects
Идея проекта состояла в том, чтобы создать два мира, один из которых
парил бы над другим, а городское пространство плавно текло бы между
ними. Университет открыт для жизни города, здание выглядит как город
в миниатюре.
Учебный корпус включил в себя лектории, лаборатории, внутренние дворы
и вестибюли с офисными помещениями для персонала. Судьи присудили
Гран-при этому проекту, выделив его из 200 представленных на конкурс.
По их мнению, авторам удалось трансформировать атмосферу города в
современную и строгую форму, умело управляя пространством, используя
свет и определенные материалы.
Mapungubwe Interpretation Center построен по проекту Peter Rich Architects
в национальном парке Mapungubwe в Южной Африке, на границе с Ботсваной
и Зимбабве. Этот удивительный культурный центр знакомит посетителей
с обычаями и традициями коренных народов. Данная местность богата
разнообразием флоры и фауны: здесь растут тысячелетние баобабы и обитает
почти 400 видов птиц, некоторые из них уникальны. Поэтому память о
древней культуре и охрана окружающей природы были двумя одинаково
важными задачами.
Строительство комплекса производилось только из местных материалов
и местными мастерами, без негативного воздействия на окружающую среду.
В результате, натуральные материалы и бионические формы прекрасно
гармонируют с ландшафтом. Культурный центр является ярким примером,
как современность сталкивается с многовековыми традициями и мягко
интегрируется в контекст.
Здание Национального музея современного искусства возведено
по проекту знаменитого архитектурного бюро Zaha Hadid Architects в
римском районе Фламинио на месте бывшей военной казармы. Бетонное
здание включает в себя два музея - MAXXI Art и MAXXI Architecture,
а также библиотеку и медиатеку, комнаты для просмотра видеоматериалов
и занятий с детьми, кафе, мастерские, книжный магазин и многое другое.
Галереи комплекса словно переплетены между собой - то сходятся, то
расходятся. Такая сложность переплетений, неожиданность визуальных
перспектив - "визитная карточка" Захи Хадид. Музейный комплекс
стал новой римской пьяццей, жизнь здесь кипит и днем, и ночью. Это
не просто музей, а часть городской системы Рима.
WAF-2011. Офисное здание "Media ICT".
Экспериментальный район, 22. Барселона, Испания
Архитекторы: Cloud 9 Architecture
Здание "Media ICT", спроектированное испанским бюро Cloud
9 Architecture для экспериментальной зоны 22 в Барселоне стало результатом
масштабной реконструкции заброшенного склада и образцом рационального
экологичного проектирования.
Футуристическое здание имеет форму куба, его фасад облицован ETFE
- покрытием с воздушными камерами, способными надуваться и сдуваться.
За счет такой оболочки улучшается теплоизоляция и создается тень в
условиях жаркого испанского солнца, а прохладной зимой сохраняется
солнечная энергия.
В 2012 году победителем WAF стала ландшафтно-рекреационная зона Bay
South Garden в Сингапуре с климат-контролем и 30-метровым искусственным
водопадом, спроектированная архитектурным бюро Wilkinson Eyre Architects.
Самые большие "теплицы" в мире расположились в южной части
знаменитого сингапурского парка "Сад у залива". Футуристический
ансамбль включает в себя Flower Dome и Cloud Forest. Оранжереи являются
энергоэффективными и устойчивыми сооружениями, предназначенными для
создания благоприятного климата для тропических растений. Охлаждающим
источником для системы кондиционирования являются абсорбционные чиллеры,
работающие за счет тепловой энергии. Энергия для их работы получается
путем сжигания древесины и биомассы, значительная часть которой производится
непосредственно комплексом "Сад у залива". Необходимую жесткость
оранжереям придает стальная сетка, несущая на себе тысячи панелей
из особого вида стекла, которое задерживает избыток солнечной энергии.
WAF-2013. Auckland Art Gallery.
Окленд, Новая Зеландия
Архитекторы: Francis-Jones Morehen Thorp, fjmt + Archimedia,
Architects in Association.
Оклендская художественная галерея Toi o Tamaki стала
расширением и реконструкцией уже существующей галереи. В пристройке
появился новый вход, атриум и дополнительные пространства с большими
деревянными навесами, сделанными из местного дерева каури.
Для проектной группы было важно создать здание, связанное с местными
традициями и природой: "Мы стремились построить здание, которое
было бы действительно встроено в это место, в эту культуру."
- сказали авторы. Каури - очень ценный и значимый строительный материал
для Новой Зеландии. Это одно из самых красивых деревьев и оно имеет
большое значение для культуры маори. И так как это охраняемый вид,
доски были получены из павшего и переработанного каури. Большие стеклянные
стены здания спроектированы таким образом, чтобы обеспечить великолепный
вид на окрестности, тем самым создавая связь между природным ландшафтом
и городом.
Часовня, созданная местным архитектурным бюро a21studio
- это общинное пространство в новом городском округе на окраине Хошимина.
Часовня, помимо своего прямого назначения, выполняет функцию местного
общественного центра, в котором проходят конференции, свадьбы, выставки
и другие мероприятия. Примечательно, что здание частично построено
из вторсырья - переработанного металла, а в декоре использована красочная
ткань. Интересна стальная колонна, поддерживающая крышу - она имеет
форму дерева и это неслучайно. Здание основано на традиционных вьетнамских
общественных пространствах под названием " dinh." Динь -
это павильон для отдыха на деревне, это место, где люди устраивают
праздники. Часовня спроектирована в том же духе. Ночью здание превращается
в большой разноцветный фонарь. Судьи посчитали, что этот проект соединил
в себе историю и современность, создав диалог. Часовня несет в себе
максимум эффективности при минимальных затратах.
Жилой комплекс Interlace - это 31 многоквартирный жилой блок по 6
этажей каждый, 70 метров в длину, сложенных между собой в шестиугольном
порядке и образовавших таким образом восемь крупных открытых и проницаемых
внутренних дворов. Жилые ячейки образовали "вертикальную деревню"
с каскадными висячими садами и террасами на крыше. Всего в жилом комплексе
1040 разнообразных квартир, а также публичные пространства для социального
взаимодействия, досуга и отдыха. Этот проект продемонстрировал реальный
потенциал высоких зданий для создания качественного городского пространства.
WAF-2016. National Museum in Szczecin
| Национальный музей. Щецин, Польша.
Архитекторы: Robert Konieczny, KWK Promes
В проекте реализовано очень интересное взаимодействие со средой -
музей словно растворяется в городе, не доминирует, но и неотделим
от окружающей среды. Площадь над музеем используется круглый год и
очень активно - здесь проходят фестивали, городские праздники и другие
публичные мероприятия. Проект очень обогатил жизнь города; в нем были
реализованы главные социальные функции: развитие, образование, развлечение
и объединение людей. "Это дизайн, который обращается к прошлому
в оптимистическом, поэтическом и творческом ключе." - подытожили
судьи.
Фото: dezeen.com
WAF-2017. Экспериментальное здание в деревне
Гуанмин. Чжаотун, Китай
Архитекторы: Chinese University of Hong Kong (Китайский университет
Гонконга).
Лучшей постройкой юбилейного для фестиваля 2017 года стал экспериментальный
дом в деревне Гуанмин китайского округа Чжаотун, спроектированный
Китайским университетом Гонконга. Перед архитекторами стояла задача
создания сейсмостойкого типового здания для жителей, пострадавших
от землетрясения в 2014 году. Квадратное строение было разделено на
два блока с центральным атриумным пространством, залитым сверху естественным
светом. Здание остается прохладным летом и теплым зимой - из-за высокой
тепловой массы утрамбованной земли - основного строительного материала,
использованного при возведении дома. Стены дополнительно были укреплены
армированным бетоном для лучшей прочности.
Дома из утрамбованной земли - это традиционный вид построек для данной
местности. Таким образом, у архитекторов получилось гармонично соединить
"старое и новое" - именно в этой конкурсной номинации проект
одержал победу прежде, чем стать Лучшим зданием мира 2017.
Жилье, медицинские учреждения, социальные пространства,
а еще роскошные висячие сады на многоуровневых террасах и кровле
- это многофункциональное здание Kampung Admiralty своего рода "сэндвич",
с различными функциями, которые наслаиваются друг на друга, чтобы
создать то, что авторы описали как "вертикальную деревню".
Этот единый комплекс обеспечивает максимальное землепользование
и является прототипом для удовлетворения потребностей стареющего
населения Сингапура. Неудивительно, что здание стало победителем
в 2018 году - усовершенствованный дом престарелых в современном
мире, в котором за последние сто лет продолжительность жизни увеличилась
почти на треть, это очень актуальная социальная тема.
Здание расположено среди плотной застройки и имеет три основных
функциональных зоны. В самом низу расположилась общественная зона
с атриумом, посередине - медицинский центр, а вверху - небольшие
квартиры-студии и парк. Такая планировка позволяет не только получать
пожилым людям необходимый уход, но и способствует длительным прогулкам
и общению.
Как и в прошлом году, лучшим проектом на World Architecture
Festival стало здание с акцентом на социальную тему.
The LocHal переопределяет типологию библиотек. Сохраняя традиционные
функции, новая библиотека предоставляет широкие возможности для
получения новых знаний. Посетителям предлагается более глубокий,
богатый способ получения знаний и информации. Именно поэтому здание
выступает в качестве общественного пространства, художественных
организаций, коворкингов и точек общепита. Помимо площадок для проведения
лекций и публичных мероприятий, в здании есть ряд "лабораторий",
где посетители могут освоить новые навыки.
Когда-то это здание было локомотивным депо 1932 года постройки.
Ангар собирались разобрать, но в результате он был переоборудован
в крупный культурный центр. О прошлом здания напоминают не только
внушительные несущие опоры и высокие 15-ти метровые потолки, но
и элементы интерьера. Кроме того, во внутренних пространствах есть
декор, отсылающий к истории города - Тилбург в индустриальную эпоху
был центром производства текстиля.
Внушительное пространство вместило в себя три зоны: публичную библиотеку
Bibliotheek Midden-Brabant, региональный центр знаний в области
искусства и культуры Kunstloc Brabant и инвестиционный фонд Brabant
C, работающий в сфере арт-индустрии. В комплексе также есть коворкинг
Seats2meet.
-----------------------------------------
Статья подготовлена Натальей Леденевой для ARCHITIME.RU
по материалам: worldarchitecturefestival.com, archdaily.com, dezeen.com,
inhabitat.com
и других открытых источников