Станция метро "Еритасардакан" ("Молодежная")
Ереванского метрополитена - яркий пример "армянского модернизма",
уникального явления в архитектуре Советского Союза в 1960-80-х годах.
Наземный вестибюль станции, открытый накануне 8 марта 1981 года, композиционно
построен на игре наклонной башни (светового фонаря из железобетона с
застекленным торцом) и тройных "ребер" по бокам. Динамизм
объекту придают минимум прямых и параллельных линий.
Станция метро "Молодежная" Ереванского метрополитена,
которая в отличие от "Дружбы" (арм. "Барекамутюн")
на табличках пишется транслитерацией без перевода на русский язык, названа
так из-за своего расположения в центре Еревана, в районе Кентрон, то
есть "Центр". Станция находится в окружении большого количества
школ и вузов (госуниверситет, медицинский и политехнический институты).
Наземный вестибюль является ярким примером "армянского модернизма".
Проект архитектора Степана Кюркчяна, реализованный в 1981 году, выходит
на Кольцевой бульвар (красивый парк полукольцом), находясь неподалеку
от двух главных площадей Еревана - площади Франции и площади Свободы.
Наземный вестибюль имеет оригинальную форму. Главный
вход, обращенный на северо-восток, на улицу Исаакяна, похож на птицу,
которая раскинула свои крылья, словно приглашая пассажиров спуститься
в метро. Центральное ядро вестибюля фланкируют тройные "перья",
вырастающие с двух сторон. Главным акцентом всего облика станции является
наклонная труба (железобетонный световой фонарь, застекленный в конце),
которая служит своеобразным продолжением наклонного эскалаторного тоннеля.
Поднимающиеся по эскалатору пассажиры видят перед собой солнечный свет,
а сам эскалатор словно устремляется в небо.
Данному проекту свойственны главные качества "армянского
модернизма", уникального явления в советской архитектуре в 1960-80-х
годах, а именно: объемно-пространственная пластичность, декоративно
богатые формы и рациональность. Брутальный серый железобетон в данном
случае скрыт за облицовочными плитами. Проект архитектора Степана Кюркчяна
является отражением тенденции поиска национального своеобразия через
новые архитектурные средства модернизма - тенденции, заложенной новым
поколением зодчих Армении еще в 1960-х годах.
Скульптурный объем вестибюля станции "Еритасардакан"
удачно вписан в парковую зону в центре Еревана и формирует пространство
улицы. Динамичные ракурсы раскрываются с нескольких точек, благо объект
находится на довольно протяженном участке парка. Композиция построена
на игре наклонной башни и горизонталей. Динамизм объекту придают минимум
прямых и параллельных линий.
Внутри станция "Еритасардакан" решена довольно
просто и представляет собой тип пилонной, трёхпролётноей станции глубокого
заложения. Островная платформа имеет длину 105 метров. В облицовке интерьеров
использован светло-серый мрамор. В противоположном глухом торце располагается
декоративное панно.
Статья подготовлена Павлом Кузнецовым для ARCHITIME.RU
По материалам книги "Архитектура Советской Армении" (авт.
А. Григорян и М. Товмасян; 1986)
и интернет-ресурсов ru-sovarch.livejournal.com и ru.hayazg.info.
|