
Современная модель памятника. Изображение: archdaily.net
Название постройки: Памятник
Христофору Колумбу
Автор / архитектор: Константин
Степанович Мельников (1890
- 1974 гг..)
Конкурсный проект: 1929 г.
Предполагаемое место постройки:
Санто-Доминго, Доминиканская Республика.
Статус: не осуществлен
Стиль: конструктивизм
|
В 1923 году на Пятой Панамериканской конференции
было принято решение поставить памятник Христофору Колумбу.
Через пять лет был объявлен международный конкурс, участие
в котором приняли архитекторы из 45 стран.
От Советского Союза было выдвинуто несколько
проектов, демонстрировавших богатство идей и стилистическую
зрелость советской конструктивисткой архитектуры. Одним из
них был гигантский мобиль Константина
Мельникова.
Творчество Мельникова как нельзя лучше укладывалось
в парадигму конструктивизма, требующего постоянного прогресса.
|
|
Конкурсный проект. Архивное фото: thecharnelhouse.org
|
Оно являло смелые эксперименты в области совмещения
формы и конструкции. За 80 лет до Дэвида Фишера советский архитектор
предлагал создать динамичную архитектуру. В своих работах Мельников
выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений,
в числе которых были первые проекты кинетической архитектуры.
 |
 |
|
Проект. Архивное фото: studfiles.ru
|
Проект. Архивное фото: thecharnelhouse.org
|
Конструкция памятника-маяка Колумбу предполагала
два совмещенных конуса. Основную проблему вызывал способ их соединения.
Первоначально конусы соприкасались остриями вершин, их стык предполагалось
укрепить цилиндрическим залом из стекла. Подобная конструкция оказалась
невозможной, поэтому в окончательном проекте памятника-маяка конусы
сильно врезаны друг в друга. Вращение верхнего конуса должно было
осуществляться с помощью крыльев под воздействием ветра. Крылья, окрашенные
в разные цвета, были сконструированы таким образом, что они максимально
противостояли ветру и обеспечивали устойчивость всего сооружения.
Вращение крыльев меняло не только объемно-пространственную композицию,
но и цветовое решение монумента.
В нижнем, неподвижном объеме маяка предполагался
зал, в центре которого был небольшой прозрачный конус, где
помещалась урна с прахом и статуя Колумба. Этот малый объем
должен был омываться дождевой водой, падающей на него из верхнего
конуса, как из воронки. Сброс воды мог регулироваться вращением
крыльев. Они, находясь в определенном положении, передавали
воду турбине, которая поворачивала статую под разными углами.
Однако новаторское предложение Константина
Мельникова было отклонено
жюри конкурса, поэтому единственным проектом из СССР стал
проект Николая Лансере.
|
|
Фасад, разрез. Архивное изображение: alyoshin.ru
|
Статья подготовлена Надеждой Точиловой для ARCHITIME.RU
по материалам открытых источников
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|