Современная модель памятника. Изображение:
archdaily.net
|
Название постройки: Памятник Христофору Колумбу -
пример кинетической архитектуры
Автор / архитектор: Константин
Степанович Мельников (1890 - 1974 гг..)
Конкурсный проект: 1929 г.
Предполагаемое место постройки: Санто-Доминго, Доминиканская
Республика.
Статус: не осуществлен
Стиль: конструктивизм
|
В 1923 году на Пятой Панамериканской конференции было принято решение
поставить памятник Христофору Колумбу. Через пять лет был объявлен
международный конкурс, участие в котором приняли архитекторы из 45
стран.
От Советского Союза было выдвинуто несколько проектов, демонстрировавших
богатство идей и стилистическую зрелость советской конструктивисткой
архитектуры. Одним из них был гигантский мобиль Константина
Мельникова.
Творчество Мельникова как нельзя лучше укладывалось в парадигму
конструктивизма,
требующего постоянного прогресса.
Оно являло смелые эксперименты в области совмещения формы и конструкции.
За 80 лет до Дэвида Фишера советский архитектор предлагал создать
динамичную архитектуру. В своих работах Мельников выдвинул множество
разнообразных новаторских конструктивных решений, в числе которых
были первые проекты кинетической архитектуры.
 |
 |
|
Проект. Архивное фото: studfiles.ru
|
Проект. Архивное фото: thecharnelhouse.org
|
Конструкция памятника-маяка Колумбу предполагала два
совмещенных конуса. Основную проблему вызывал способ их соединения.
Первоначально конусы соприкасались остриями вершин, их стык предполагалось
укрепить цилиндрическим залом из стекла. Подобная конструкция оказалась
невозможной, поэтому в окончательном проекте памятника-маяка конусы
сильно врезаны друг в друга. Вращение верхнего конуса должно было
осуществляться с помощью крыльев под воздействием ветра. Крылья,
окрашенные в разные цвета, были сконструированы таким образом, что
они максимально противостояли ветру и обеспечивали устойчивость
всего сооружения. Вращение крыльев меняло не только объемно-пространственную
композицию, но и цветовое решение монумента.
В нижнем, неподвижном объеме маяка предполагался зал, в центре
которого был небольшой прозрачный конус, где помещалась урна с прахом
и статуя Колумба. Этот малый объем должен был омываться дождевой
водой, падающей на него из верхнего конуса, как из воронки. Сброс
воды мог регулироваться вращением крыльев. Они, находясь в определенном
положении, передавали воду турбине, которая поворачивала статую
под разными углами.
Однако новаторское предложение Константина
Мельникова было отклонено жюри конкурса, поэтому единственным
проектом из СССР стал проект Николая Лансере.
|
|
Конкурсный проект. Архивное фото: thecharnelhouse.org
|
Фасад, разрез. Архивное изображение: alyoshin.ru
|
Статья подготовлена Надеждой Точиловой для
ARCHITIME.RU
по материалам открытых источников
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|