Архитектурный конкурс - Сады Придонья!

          
 
Напишите нам Youtube-канал ARCHITIME.RU Instagram подписка на ARCHITIME.RU Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Твиттере Новости ARCHITIME.RU в Facebook Подписаться на новости ARCHITIME.RU

   КОНКУРСЫ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ

Девелоперы на страже паблик-арта

 


Арт-инсталляция Seattle Waterfront, "Weather or Not", Вашингтон
Фото: publicdomainpictures.net

Паблик-арт - искусство, вышедшее из музеев и галерей в общественное пространство, целью которого стало объединение людей и создание новых форм для их взаимодействия. Несмотря на то, что в России не так много внимания уделяется монументальному искусству, современные арт-объекты в Москве все же появляются. Обычно в летний сезон или в рамках различных фестивалей их можно встретить на ВДНХ, Винзаводе, ArtPlay и других креативных кластерах, а также в крупных парках, - например, в Зарядье и парке Горького.



Алексей Богомолов. Дверь в третье измерение "Spacehack", 2015 © ВДНХ

 
Ленд-арт объект Валерия Казаса для Парка Горького © Валерий Казас
 
"ПРИВЯЗКА К МЕСТУ"


Предполагается, что паблик-арт создается художником для конкретного пространства. Таким образом, его основополагающими характеристиками становятся сайт-специфичность, которая выражается в том, как автор будущей работы воспринимает место для ее установки, что непосредственно влияет на конечный результат; и постоянство - если работу решают перенести, заложенные в нее идеи зачастую рассыпаются, так как нет больше связи с местом (один из канонических примеров: история с "Наклонной дугой" Ричарда Серра).

Исключением из этого правила становятся объекты, созданные для фестивалей, суть построения идеи которых может предполагать возможность трансляции объекта или его части на другие площадки. Кроме того, появляются примеры, когда в рамках одного проекта паблик-арт может сочетаться с другими видами искусств, в том числе, со стрит-артом. Это открывает дополнительные возможности, чтобы вписать арт-объект в тот или иной контекст. В ноябре 2019 в Москве прошел масштабный фестиваль BIF, где ведущие архитекторы представили свои инсталляции. Одна из представленных работ - динамическая инсталляция, созданная архитекторами Григорием и Марией Малицкой в коллаборации со стрит-арт художником Алексеем Кио. Инсталляция показала, как статичная стена оживает в танце, и становится синтезом архитектуры и стрит-арта.

Инсталляция "Театр одной стены", Москва 2019 © ARCHITIME design group
Инсталляция "Театр одной стены", Москва 2019 © ARCHITIME design group
 
ВОПРОС ЦЕНЫ

В силу своей масштабности и как следствие дороговизны установки арт-объекта, а также необходимости согласования с городом, не последнее слово в выборе конкретной работы имеют компании, финансирующие проект.

Веньцинь Чень. Бесконечная кривая, 2018
Майкл Хисчер. Флюгер, 2018
Симон Хемпселл. Тюльпан, 2018
 
Фотографии © Зарядье
Фотографии © Зарядье


Не так давно в российской практике начали появляться примеры, когда бюджет на создание паблик-арта выделяют девелоперские компании. В Зарядье установкой арт-объектов занимается фонд Moscow Public Art Fund, который в 2018 году при поддержке Capital Group смог реализовать сразу три проекта зарубежных авторов.

В октября этого года на территории жилого комплекса Balchug Residence (его строила компания "ИНТЕКО", которая специализируется на комплексном освоении территорий и редевелопменте промзон) появилась новая работа известного московского уличного художника Дмитрия Аске, ставшая его первой скульптурой, установленной в городском пространстве.

Дмитрий Аске, Хранитель, 2019 © Balchug Residence
Дмитрий Аске, Хранитель, 2019 © Balchug Residence

Кстати, в 2016 году Дмитрий Аске победил в конкурсе паблик-арта, объявленном ЗИЛАРТ ("Группа ЛСР"). Планировалось, что его скульптура "Знание - сила" - по размытой формулировке организаторов - "будет установлена в центре города". Конкурс провели, но до реализации дело до сих пор не дошло.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРИМЕРЫ


В США уже давно существует система, при которой 1% со строительства уходит на создание искусства в общественном пространстве. Хотя конкретные условия для девелоперских компаний варьируются в зависимости от штата. Например, в Джорджии для того, чтобы получить разрешение на строительство, необходимо хотя бы встретиться с Комиссией по паблик-арту и выслушать про эту системе. Достаточно лояльная политика.

В городке Скоттдейл (штат Аризона) девелоперы кондоминиума Сохо Скоттсдейл получили возможность более масштабного и высотного строительства, которое обычно в городе запрещено, благодаря установке нескольких разноцветных скульптур в форме кирпичиков Лего, каждый весом более 800 кг.

© Christopher Weed. Building Blocks


В 2018 году в Америке была предпринята попытка увеличить выплаты на создание паблик-арта с 1% до 1.25%, при условии, что затраты на строительство составляют более 3 млн $. Власти аргументировали это тем, что искусство увеличивает туристические потоки и уменьшает вероятность вандализма. Однако строители предвидели повышение стоимости жилья, что в конечном счете могло лечь на плечи покупателей, напрямую влияя на продажи. В Окленде (штат Калифорния) Ассоциация строительной промышленности подала в суд на блокировку этого закона, ссылаясь на то, что он нарушил Пятую поправку, которая ограничивает способность государственного субъекта контролировать частную собственность для публичного использования.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Сегодня наблюдается яркий всплеск визуальной коммуникации. Учитывая все "за" и "против" девелоперские компании стремятся работать с художниками, чтобы заполучить для своего проекта яркую доминанту, которая будет их отличать от многообразия других жилых комплексов и бизнес-центров. А значит, паблик-арт становится важным инструментом маркетинговой стратегии.

Арт-объект Chicago Bean, Cloud Gate in Millennium Park in Chicago
Арт-объект Chicago Bean, Cloud Gate in Millennium Park in Chicago
Фото: publicdomainpictures.net


Пока тема паблик-арта для России нова и в ближайшем будущем вряд ли появится централизованная система поддержки этого направляения наподобие американской. Поэтому на данный момент московскому паблик-арту присущ временный характер. Парки и креативные кластеры заинтересованы в сменяемости "экспозиции", - ведь бюджеты выделяются под конкретные мероприятия (фестивали и пр.). В такой ситуации девелоперы, не обремененные необходимостью тратить проценты от общей стоимости строительства на паблик-арт, но при этом вкладывающиеся в установку художественных работ на своей территории, имеют все шансы стать гарантом долговечности искусства.


Текст: Вронская Кристина для ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Основатель "Архстояния" представил ленд-арт объект на якутской биеннале Основатель "Архстояния" представил ленд-арт объект на якутской биеннале
Валерий Казас создаст ленд-арт объект для Парка Горького Валерий Казас создаст ленд-арт объект для Парка Горького
Арт-объект на миллион долларов: в России появится самый дорогой трон за всю историю Арт-объект на миллион долларов: в России появится самый дорогой трон за всю историю
ARTRIUM - стены, которые дышат искусством. ARTRIUM - стены, которые дышат искусством.
Кто причастен к созданию самого масштабного арт-объекта в центре Москвы и что будет дальше?
В "Сколково" появился новый арт-объект "АрхитекТРОН" В "Сколково" появился новый арт-объект "АрхитекТРОН"
Оригами-киоск - кинетический арт-объект в Лондоне Оригами-киоск - кинетический арт-объект в Лондоне
Мария Романова: "Архитекторы работают с живым пространством" Мария Романова: "Архитекторы работают с живым пространством"

© 2007 - 2019, ARCHITIME.RU - информационно-образовательный ресурс,
идея - Мария Малицкая
, architime@mail.ru, mail@architime.ru.
Администратор сайта - Белых Г.И.. Благодарность за помощь в создании сайта: Слапине А., Хомяковой Н., Торбину А., Малицкому Г., Кулагиной М. Д., Борис С..
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.
 
УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ
ОБО ВСЕХ АРХИТЕКТУРНЫХ КОНКУРСАХ И КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ -
ВЫБЕРИТЕ СВОЙ КАНАЛ ПОДПИСКИ:
e-mail подписка на ARCHITIME.RU
facebook - подписка на ARCHITIME.RU
vkontakte - подписка на ARCHITIME.RU
twitter - подписка на ARCHITIME.RU
Instagram подписка на ARCHITIME.RU Youtube-канал ARCHITIME.RU
e-mail подписка на ARCHITIME.RU

Epson
10 лайфхаков для продвижения архитектора
Rambler's Top100