Проект летающего города Георгия Крутикова представлял
воплощение самых смелых идей своего времени. Архитектор предлагал создать
конструкции, размещающие на земле рабочие и промышленные объекты, в
то время как жилье в виде ярусно расположенных помещений предполагалось
перенести в воздушное пространство. Сообщение между городами должно
было осуществляться с помощью индивидуальных кабин, способных перемещаться
по земле, воде и воздуху.
Авангардное направление в советской архитектуре существовало с 1917
по 1934 г. Этот период, насыщенный драматическими событиями, также делится
на несколько этапов развития архитектурной и строительной мысли, расцвет
которой приходится на 1928 - 1931 годы. Разумеется, основное внимание
советских архитекторов было сосредоточено на строительстве реальных
промышленных и гражданских объектов, но творческий потенциал, наработанный
в течение прошлых лет, позволял обратиться к различным экспериментам,
олицетворявшим основные идеологические идеи молодой страны, стремившейся
к коммунизму. Основное внимание привлекали проблемы формирования городов
с новым в социальном отношении типами зданий.
Разработками в этом направлении в конце 20-х годов
занимался молодой архитектор, выпускник ВХУТЕИНА Георгий Крутиков
(ВХУТЕИН - Ленинградский высший художественно-технический институт,
основан в 1922 г. при преобразовании Императорской Академии художеств
и Петроградских Высших государственных художественно-технических
мастерских). Он выдвинул концепцию, согласно которой каждая общественная
формация порождает свой тип города: феодализм - центрально-радиальную
планировку с крепостью посередине, капитализм - перпендикулярное
пересечение улиц прямоугольные в плане города. Новый общественный
строй должен оторвать человечество от земли и поселить его в летающем
городе.
Именно эта идея легла в основу дипломного проекта
Крутикова 1928 года. Вдохновленный разработками Циолковского,
архитектор предлагал оставить землю для труда и отдыха, а повседневную
жизнь перенести в воздушное пространство единообразных городов-коммун.
Каждый такой город должен был состоять из двух частей: производственной
горизонтальной, расположенной на земле, и жилой вертикальной,
парящей в воздухе.
Верхняя часть города представляла собой параболоид,
на котором ярусами размещены жилые помещения. Строго говоря, сам
город
|
|
Фото: retro-futurism.livejournal.com
|
перемещаться не мог. Летающими были многофункциональные
кабины, способные передвигать по воздуху, земле и воде. Эти кабины являлись
своеобразной универсальной единицей жилой площади, снабженной необходимой
человеку мебелью-трансформером.
Оболочка кабины должна была быть эластичной и
принимать удобную для человека конфигурацию, но при этом не терять
своей структуры. Подвижная ячейка могла легко перемещаться в пространстве
с помощью электромагнитных волн и подключаться к любому парящему
зданию.
Проект молодого архитектора вызвал сильный резонанс
в архитектурном сообществе. Одни считали его предложение последним
словом науки, открывающим новую страницу в истории архитектуры,
другие подвергали суровой критике за неумеренную фантазию.
Крутиков получил диплом архитектора и впоследствии работал в Архитектурно-проектной
мастерской Моссовета № 3 под руководством И.А. Фомина. Ему принадлежат
проекты станции метро "Парк культуры им. Горького",
семь школ в разных районах Москвы, жилой дом в Новоспасском переулке.
Но все эти работы были созданы уже в иную эпоху с другими идеологическими
и эстетическими реалиями, далекими от смелых космических идей
русского авангарда.
|
|
Фото: retro-futurism.livejournal.com
|
Статья подготовлена Надеждой Точиловой для ARCHITIME.RU
По материалам: openleft.ru, retro-futurism.livejournal.com, um.mos.ru/personalities
С. О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда.М.,1996
|