Дата постройки: конкурс - 2005
г., реализация - 2009 г.
Место нахождения: Коэндзи
2-1-2, Сугинами, Токио, Япония / Koenjikita 2-1-2, Suginami,
Tokyo 166-0002, Japan
Новый театр Дза-Коэндзи, спроектированный Тойо
Ито должен был стать не просто театром, но открытой площадкой,
местом встречи для местного сообщества. Следуя этой задаче, здание
приобретает яркий и привлекательный образ, выделяется из окружающей
застройки. Но его форма не случайное решение, а результат выверенных
геометрических операций. Ито изобретает для проекта математический
алгоритм происхождения сложной формы из движения простой геометрии.
Скульптурная крыша театра вырезается из куба с помощью 5 конусов и
2 цилиндров. Координаты фигур были определены ограничениями допустимой
высоты строительства на участке и требованиями высоты внутренних пространств
театра.
В 2009 году было завершено строительство нового театра Дза-Коэндзи
в жилом районе Сугинами в Токио. Он был построен на месте старого
Коэндзи-Холла. Новое здание должно было стать не просто театром, но
открытой площадкой и местом встречи для местного сообщества. Так театр
Дза-Коэндзи поддерживает широкий спектр культурных мероприятий, предоставляя
каждому возможность видеть и участвовать во многих формах художественной
активности: драматический театр, танец, музыка, поэзия.
Здание театра было спроектировано японским архитектором Тойо Ито.
Экстерьер напоминает форму шатра, но на самом деле, форма здания -
результат выверенных геометрических операций. Ито, как и во многих
своих проектах, изобретает математический алгоритм происхождения сложной
формы из движения простой геометрии. Скульптурная форма крыши была
вырезана из куба с помощью 5 конусов и 2 цилиндров. Центральные оси
и координаты фигур были определены следующими параметрами: ограничениями
допустимой высоты строительства на участке и требованиями высоты внутренних
пространств театра.
Форма театра Дза-Коэндзи внешне напоминает Берлинскую филармонию по
проекту архитектора Ганса Шаруна. Но Ито не использует сложную форму
крыши в интерьере здания: главный зал имеет плоский потолок. Первоначальная
версия театра имела форму параллелепипеда с плоской крышей. Но предложенное
решение вызвало негативную реакцию, проект был назван "черным
металлическим ящиком". Взамен "ящику" Ито предложил
форму "циркового шатра", как он сам назвал новую версию
здания.
Из-за окружающего контекста, близости железной дороги и акустических
требований самого театра Ито проектирует "закрытое" в себя
пространство. Он создает черную непрерывную "поверхность",
обертывающую здание. Материал стен и крыш - бетон, усиленный металлическими
пластинами, что обеспечивает нужную устойчивость конструкции, при
этом сохраняя толщину" поверхности" минимальной.
Непроницаемую "поверхность" здания прорезают многочисленные
окна. 300 круглых отверстий, каждое примерно 300 мм в диаметре, расположены
в стенах случайным образом. Днем окна почти не заметны на темном фасаде,
но вечером производят другой эффект: светящиеся пятна приобретают
значимую роль в восприятии облика театра, придают ему характер. Проникающий
в интерьер свет из окон проецируется на стены и пол, напоминая эффект
прожектора на сцене.
Здание имеет 6 уровней. Из-за строгих ограничений по высоте три из
них находятся под землей. Главный зал театра, кафетерий и офисы находятся
в надземных трех этажах, остальные помещения - на подземных. Главный
зал, рассчитанный на 230 человек - гибкое пространство, которое позволяет
менять сцену и конфигурацию зрительного зала. Кафетерий также используется
для выступлений, лекций и мероприятий для детей. Городской зал (Civic
hall), расположенный в подземном уровне и рассчитанный на 250-300
человек - традиционное театральное пространство с фиксированными сидячими
местами, подходящее для драматических спектаклей, хореографических
постановок, концертов, конференций, лекций. Еще один зал, также расположенный
в нижних уровнях, был спроектирован специально для репетиций традиционного
танца Ава-одори, демонстрируемый на знаменитом фестивале Бон. Помещения
с реквизитом, продакшн-студии, репетиционные залы, залы для редактирования
фильмов и музыки также находятся под землей. В дополнение ко всему
перечисленному театр обладает большим архивом опубликованных пьес,
сценариев и прочих медиа, касающихся современной японской драмы и
театра.
Статья подготовлена Маратом Невлютовым для ARCHITIME.RU
По материалам: arcspace.com, east-asia-architecture.org, openbuildings.com
и architecturalmoleskine.blogspot.ru