"Если вы собираетесь создать скульптуру, почему
не сделать такую, которая могла бы конкурировать с Бингом-747, Эмпайр-стейт-билдинг
или мостом Золотые ворота?", - задает провокационный вопрос
американский художник Майкл Хейзер. И его новая скульптура "City"
длиной 2,4 км и шириной 0,8 км является прекрасным ответом. Художник
начал работать над "Городом", расположенном в пустыне в штате
Невада, еще в 1970 году. Прообразом этой масштабной скульптуры стали
традиционные индейские курганы и доколумбовые ритуальные города Центральной
и Южной Америки, часть критиков также находит здесь отсылки к египетским
пирамидам. Но если рассматривать новую скульптуру Хейзера, как продолжение
его ранних картин и инсталляций, то становится понятно, что это произведение
ленд-арта является продолжением творческих экспериментов художника по
исследованию отношения между позитивным и негативным пространством.
Другими словами, композиция из скульптурных объемов, насыпей и углублений
в грунте стремится к "нулевой сумме", сбалансированному объекту,
где каждая вырытая яма уравновешивается надземным объектом.
Композиционно новая скульптура Хейзера представляет собой несколько
ключевых аттракций, соединенных сетью пешеходных дорожек с изменяющимся
рельефом. Сначала появился "Комплекс Один" - масштабная
земляная насыпь с подпорными бетонными стенами. Другой важной частью
композиции является объект "45°, 90°, 180°" - серия зубчатых
пирамидальных форм, построенных из бетона и размещенных на бетонном
основании. Между "Комплексом один" и "45°, 90°, 180°"
раскинулось множество холмов и углублений в земле.
В "City" не предусмотрена смотровая площадка, откуда весь
ансамбль был бы виден полностью. Этот ленд-арт объект предназначен
для пеших прогулок и неспешного изучения "на уровне земли".
По замыслу художника, это то место, которое должно поглотить вас и
изменить ваше восприятие времени и пространства.
Для строительства использовались преимущественно местные материалы:
глина, песок, камень. Помимо соображений дешевизны и экологичности
у Хейзера есть и весьма эксцентричное объяснение, почему он выбрал
именно местные материалы: "Инки, Ольмеки, Ацтеки - лучшие
образцы их архитектуры были разграблены, а золото - переплавлено.
Когда же придут разрушать и разграблять "Город", то очень
быстро станет ясно, что на его разрушение уходит больше энергии, чем
оно того стоит".
Проект несколько раз был на грани закрытия. Изначально Хейзер полностью
взял на себя все расходы. Но из-за затянувшихся сроков строительства
и проблем со здоровьем он даже думал снести уже построенную часть,
так и не осуществив замысел полностью. Но в 1998 году несколькими
частными лицами и общественными организациями был создана специальная
некоммерческая структура Triple Aught Foundation, которая помогла
реализовать проект.
"На протяжении многих лет я иногда сравнивал "Город"
Майкла Хейзера с некоторыми из наиболее важных древних памятников
и городов. Но сейчас я сравниваю эту скульптуру только с ней самой.
Это произведение искусства осмысляет наши первобытные импульсы строить
и организовывать пространство, но оно также включает в себя нашу современность,
наше осознание и размышления о субъективности человеческого восприятия
времени и пространства, а также истории многих цивилизаций",
- отметил член правления Triple Aught Foundation Майкл Гован.
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам: newyorker.com, nytimes.com, gagosian.com, tripleaughtfoundation.org
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|