Первые специализированные оперные театры появились
лишь конце XIX столетия. Поначалу это были здания с классической планировкой:
прямоугольными залами, традиционной сценой и просцениумом. Но уже во
второй половине XX века стали появляться оперные театры оригинальной
планировки. Один из ярчайших примеров - Сиднейский оперный театр - история
которого началась в 1956 году, когда власти штата Новый Южный Уэльс
объявили о международном конкурсе на лучший проект подобного культурного
объекта в Сиднее. В конкурсе участвовало 223 проекта, а победителем
стал датчанин Йорн Утзон. Его проект состоял всего из нескольких простых
набросков, но смелость и оригинальность идеи настолько поразили знаменитого
архитектора Ээро Сааринена, что судьба первого места была предопределена.
Йорн Утзон задумал здание театра как набор ракушек, изгибы которых
одновременно будут напоминать волны океана. Однако эта визуально привлекательная
конструкция оказалась трудной для воплощения. Первый камень в основание
здания, находящегося в гавани неподалеку от королевских ботанических
садов и стального моста Харбор-Бридж, был заложен в 1959 году, а закончено
оно было лишь спустя 14 лет. Строительство включало в себя три основных
этапа: возведение подиума, сооружение внешних оболочек, интерьерные
работы.
Сложности начались уже на первом этапе. Подиум пришлось модифицировать
сразу же после возведения в 1963 году, так как, по уточненным расчетам,
его нужно было укрепить, чтобы он выдержал массивные бетонные конструкции
"ракушек", вес которых составил более 27 тонн. Кровля театра,
максимальная высота которой - 67 метров, образуется несущими бетонными
сферами диаметром 150 метров. Они состоят из сборных треугольных бетонных
панелей, опирающихся на 32 сборные нервюры, также изготовленных из
бетона. Изгибы крыш имеют одинаковую форму за счет того, что нервюры
- это части одного большого круга, благодаря чему здание имеет гармоничный
вид. Для контраста с окружающей гладью воды раковины облицованы 1
056 066 керамическими плитками шведского производства. Вместе с укладкой
черепицы потребовалось 11 лет, чтобы полностью завершить эту сложную
конструкцию.
Отношения архитектора с властями штата с каждым годом становились
все напряженнее. Вместо планируемых 4 лет строительства и бюджета
в 7 млн. долларов, проект потребовал 14 лет и вложения 102 млн. долларов.
И в 1966 году Утзон покинул Сидней после серьезной ссоры с городскими
властями и больше никогда не возвращался в Австралию.
Экстерьер проекта был закончен в соответствии с задумками Утзона,
но в работах внутри здания он участия не принимал. В интерьеры был
внесен ряд изменений, некоторые из которых были необходимы - в частности,
для лучшей акустики были сделаны специальные потолки, отражающие звук.
Несмотря на такой долгий и сложный процесс строительства, результат
получился впечатляющим. В 2007 году здание было включено в список
Всемирного наследия ЮНЕСКО. А за четыре года до этого, при вручении
Утзону Притцкеровской премии, член жюри Фрэнк Гери назвал Sydney Opera
House "зданием, опередившим время, технологии и изменившим
образ целой страны".
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
По материалам: sydneyoperahouse.com, architectureau.com, archdaily.com,
arch2o.com
|